ТАРЕЛКА БЕЗ СПАГЕТТИ. Часть 1-я. Блеск и нищета цифры.

ТАРЕЛКА БЕЗ СПАГЕТТИ. Часть 1-я. Блеск и нищета цифры.

В квартире у итальянца – обязательное гнездо для кабеля. Там телевидение. Итальянцы вообще неприхотливы к совершенству техники: у них выдающаяся звукорежиссерская школа, почти все прямые эфиры идут стереозвуком. Они мастерски снимают звук у живого оркестра в студии. У них бывают программы, когда 50 человек поют в 50 микрофонов и всех слышно, немыслимо, чтобы кто-то пел под фонограмму. Но на все это акустическое великолепие мало кто обращает внимание. В Италии несколько мировых компаний по производству HI-FI компонентов и аудиоколонок. Но этого нет в магазинах – там продаются дешевые пластмассовые музыкальные центры по 125 евро, которые и стоят в их домах. Конечно, есть и аудиофилы, но их процент ничтожен. И это отражает то, что интересно нации и что ей безразлично. Но то, что им интересно, развито необыкновенно. Но об этом чуть позже.

Наземное цифровое телевидение появилось пару лет назад, телевизор без цифрового тюнера в магазине, практически не встретишь, причем самый дешевый, с обычным кинескопом в 15 дюймов, местной компании «Nordmende» — очень приличный, стоит на распродаже 65 евро. Но трудно сказать, зачем наземная цифра в Италии существует. Дело в том, что аналог в дом подается прилично – ничего не двоится, ряби нет. Аналоговых каналов много, но не слишком – российского канального великолепия тут в открытом виде нет. Тут чтут авторское право, да и лишних денег нет. Поэтому, оправдывать наземную цифру желанием расположить в ней кучу новых каналов невозможно – этих каналов просто не существует. С точки зрения контента, итальянская цифра показывает – емкость есть, а заполнить ее толком нечем.

Я, поначалу, очень обрадовался цифре. Например, я предположил, что цифра мне поможет в простом вопросе – поставить маленький телевизор на кухне и словить каналы на его «ус», чтобы не тянуть кабель (хозяин квартиры его не предусмотрел). Но меня ждало разочарование – сигнал цифры столь слаб, что принимается только на улице или, соответственно, на коллективную антенну. Потом, получив вместе с машиной навигатор с цифровым телевизором, я подумал, что он скрасит мне какие-то паузы в дороге. Но и тут меня ждало разочарование: на ходу телевизор в навигаторе блокировался, а на стоянке, опять же, не показывал из-за домов и слабого сигнала, хотя я пробовал его в разных районах. Меня это удивило, ведь навигатор вставлялся в специальное гнездо и с множеством контактов. Но оказалось, что любую хорошую идею можно испортить — из гнезда на навигатор в «Пежо» подается все, кроме антенны. Она есть, но крохотная и вставляется прямо в сам аппарат. Чтобы что-то принимать на ее сиротский размер, нужно ездить кругами вокруг вышки. Хорошо, тогда я предположил, что навигатор мне будет полезен в длинных путешествиях. Но оказалось, что цифровое телевидение есть только в больших городах, но, как только ты отъехал, все заканчивается. Так что, в результате, я его бросил в бардачок, потому что GPS он начинал принимать, когда я уже приезжал к месту назначения, в отличие от «Tom-Том»-а, который работал почти с первой секунды.

Вообще, как мне кажется, итальянский опыт демонстрирует кроме этих, и некоторые другие поучительные нюансы пользования цифрой, которая делает ее использование не очень убедительным и даже раздражающим, причем с неожиданной стороны.

Например, в моем распоряжении два телевизора – «Филлипс PLF 5522 D12» и «Самсунг LE 37A656A1F». Аппараты недешевые и, казалось бы, они должны делать все. Но и тут меня ждало неудобство, из-за которого я, фанат всего нового, вынужден был вернуться к аналогу.

Дело в том, что когда вы настраиваете каналы в аналоге, то привычно можете менять их местами на кнопках, в зависимости от своих предпочтений. Тем, кто считает это привычное удобство вечным, ошибаются – все хорошее когда-то заканчивается. Как оказалось, в цифре это сделать невозможно(!) Цифру телевизор закачивает пакетами и показывает тебе все программы. В меню «Филлипса» даже можно удалить какую-то программу. Но переставить нельзя! Вместо этого тебе предлагается несколько фаворитных меню. Вначале я подумал, что программы переставляются в фаворитных списках, но оказалось, что и тут это невозможно. Конечно, можно сказать, а что тут такого. Ну, листай каналы до нужного, и все. Но это не так. Думаю, что у всех читателей каналы, все же выстроены по какому-то принципу. Возможно вначале федеральные, потом коммерческие. Вначале «Первый», потом «РТР», ну и так далее. На моем римском телевизоре полный абсурд: вначале RAI-2, потом RAI – edu (учебный), потом RAI-4 (фильмы), а потом RAI-1. Ну, и так далее. То есть, вы можете стереть один из каналов, но не можете поменять их местами. Конечно, возможно с вышки они идут в нужном порядке, но кто определяет что такое «нужный порядок». По-моему, хозяин телевизора, не так ли? Понятно, что цифровые телевизоры рассчитаны на систему, наподобие американской: поставив загрузку в режим «авто» вы получаете по всей стране одинаковый список каналов. Но это осуществимо только при федеральной жесткой стандартизации, которой в Италии нет. То есть, одной цифровой частотой владеет государство, другой Берлускони со своим «Фининвестом», третьей – плохонькие коммерческие каналы. Но, когда вы закачиваете каналы, то частота коммерческих каналов оказывается первой на очереди, и вы на первой кнопке получаете канал, где круглые сутки торгуют коврами, а на втором рассказывают о похудании. Что интересно, так это то, что в «Филлипсе» можно выбрать цифровую частоту вручную и ее просканировать, но, опять же, если порядок каналов внутри одной частоты тебя не устраивает, то ты можешь, как говорит один мой приятель только «нервно курить в коридоре». Поменять их местами нельзя.

90% процентов каналов не имеют EPG никаких других дополнительных сервисов. Подача этих сервисов зависит от канала, причем за подачу EPG нужно дополнительно платить предающей станции. Но все экономят деньги.


Почему я так подробно пишу об этих нюансах. Да потому, что всех нас в России ждет ровно это же. «Самсунг» я купил в Италии, «Филлипс» в России. Но недостаток один и тот же. Так что это конструктивная особенность телевизоров, расчитанная на «просвещенность, согласие и мудрость» органов, распределяющих частоты. Но, как видим, этой мудрости в Италии нет. Проявится ли она в России – большой вопрос.

Во второй части мы продолжим говорить о наземной цифре, но уже в коммерческом ее воплощении. Попробуем заглянуть в свое ближайшее будущее.

Матвей Ганапольский



Огигинал новости «ТАРЕЛКА БЕЗ СПАГЕТТИ. Часть 1-я. Блеск и нищета цифры.»   -
«Tele-Sat INFO»   -