Кирилл Махновский (ген.директор «Орион-Экспресс») дал интервью журналу «Cтандарт»

Кирилл Махновский (ген.директор «Орион-Экспресс») дал интервью журналу «Cтандарт»

Через полгода после назначения генеральным директором ООО «Орион Экспресс» Кирилл Махновский в интервью главному редактору «Стандарта» Леониду Конику рассказал о бизнесе, стратегии и планах компании.

- В 2014 году прирост абонентской базы «Орион Экспресса» составил 30 %. Сохранился ли такой темп в I квартале 2015 года? Сколько активных абонентов обслуживает компания? Каков ваш месячный ARPU?

- Сохранить в 2015 году прошлогодние темпы роста будет проблематично и нам, и другим операторам непосредственного спутникового вещания (DTH): рынок платного телевидения хоть и будет расти, но уже не столь быстро. Тем не менее нам по-прежнему удается опережать его по темпам развития. В I квартале абонентская база «Орион Экспресса» увеличилась на 75 тыс. и составила 2,655 млн домохозяйств, то есть прирост по отношению к концу 2014 года составил 3 % при росте рынка на 1 %. При этом мы поднялись на четвертое место в топ-5 игроков рынка платного ТВ. В целом в текущем году мы рассчитываем на прирост абонентской базы «Орион Экспресса» на 12-13 %, хотя аналитики прогнозируют лишь 5 %-ный рост рынка.

- Какова ваша политика учета абонентской базы?

- Нормативных документов на этот счет не существует, а участники рынка учитывают абонентов по-разному. Мы считаем активным абонентом того, кто имеет оплаченную подписку или производил оплату не более шести месяцев назад. Доля социальных абонентов у «Орион Экспресса», к сожалению для нас, велика, зато процент оттока мал: за все время существования проекта, с 2008 года, он составил всего 10 %, и это с учетом тех, кого мы потеряли в середине 2010 года при переходе с вышедшего из строя спутника «Экспресс‑АМ2» на космический аппарат Intelsat 15.

- В феврале «Орион Экспресс» снизил скидку при оплате годовой подписки до 25-33 % в зависимости от пакета (ранее - ​50 %), а скидку в размере 50 % от стоимости ежемесячной подписки предложил при оплате услуг сразу за два года. Сколько абонентов уже выбрали плату за год и сколько - ​за два года вперед?

- Пока статистику приводить рано, с февраля прошло еще не так много времени. До изменения политики скидок льготный тариф, с платой за год вперед, выбирали около 30 % наших подписчиков. В феврале-марте двухлетний контракт предпочли 5 % абонентов. Это предложение, в частности, защищает клиентов от скачков обменного курса: и в оферте, и в договоре четко прописано, что цена гарантированно сохранится в течение двух оплаченных лет. Мы ожидаем, что все больше абонентов будут делать выбор в пользу двухгодичной подписки, так как продукт «Орион Экспресса» получил еще одно весомое преимущество: со 2 апреля 2015 года мы расширили пакет вещания более чем до 200 каналов, одновременно увеличив контентное предложение на 35 телеканалов.

- Как выглядит система дистрибуции «Орион Экспресса»?

- Система дистрибуции - ​одна из основных составляющих бизнеса DTH-оператора, и мы долго ее выстраивали. У «Орион Экспресса» 29 собственных региональных складов, в том числе открытый в апреле в Москве. Они расположены по всей стране таким образом, чтобы любой установщик мог доехать до ближайшего к нему склада не более чем за сутки. По всем складам мы проводим единую тарифную политику и предлагаем установщикам одинаковые цены на оборудование. Конечную стоимость оборудования и установки для абонентов мы не регулируем (хотя и объявляем рекомендованные цены) - ​фиксированной является только цена подписки. В реальности цена для конечного потребителя зависит от платежеспособности региона и доступности в нем оборудования «Орион Экспресса». В нашей системе зарегистрировано 5 тыс. установщиков, и каждый имеет в ней личный кабинет. Для них действует партнерская программа, которая ежемесячно корректируется с учетом наших маркетинговых акций. Партнеры получают от нас бонусы - ​не только за установку, но также за продление подписки, расширение пакета и другие действия. Бонусы - ​это баллы, накапливающиеся на электронном счете партнера, который может тратить их на закупку оборудования «Орион Экспресса», продление подписки, а вскоре мы добавим и сертификаты сетей по продаже электроники. В зависимости от активности мы классифицируем установщиков по уровням - ​"премиум", «золотой», «серебряный» - ​и предлагаем разные условия сотрудничества. Мы группируем установщиков по территориальному признаку, и каждый пул партнеров ведет отдельный менеджер «Орион Экспресса».

- Группа компаний «Орион Экспресс» ведет вещание в России через ООО «Орион Экспресс» и ООО «Телекарта». В чем логика работы через два юридических лица?

- Так сложилось исторически. Изначально целью был вывод на рынок DTH-дискаунтера, для этого был придуман бренд «Телекарта». Но теперь все услуги DTH мы продвигаем под маркой «Телекарта». А «Орион Экспресс» работает в секторе В2В, предлагая услуги по подъему ТВ-каналов на спутник, подготовке и круглосуточному вещанию телеканала (playout), дистрибуции контента. Де-юре операторской лицензией владеет ООО «Орион Экспресс», а принадлежащее ему на 100 % ООО «Телекарта» выступает как агент.

- Каков объем частотного ресурса, который «Орион Экспресс» арендует на спутниках Intelsat 15, Horizons 2 и «Экспресс-АМ5»? Есть ли планы по его увеличению в 2015 году?

- На спутниках Intelsat 15 и Horizons 2, которые расположены в позиции 85° в. д., мы арендуем 15 транспондеров по 36 МГц, транслируя через них более 200 телеканалов, а на космическом аппарате «Экспресс-АМ5» (140° в. д.) - ​три транспондера по 54 МГц, передавая через них менее 100 ТВ-каналов. Если быть точным, то «Орион Экспресс» располагает спутниковой емкостью в объеме 695,79 МГц, из которых к началу II квартала 2015 года было задействовано 190,4 МГц (это на 2 % больше, чем к началу текущего года). up

- В сентябре 2011 года «Орион Экспресс» договорился с Intelsat о перемещении его космического аппарата Horizons 2 в орбитальную позицию 85° в. д., а в октябре 2012 года начал вещание на нем. Каковы условия вашего соглашения с Intelsat?

- Владельцем спутника Horizons 2 является Intelsat. Согласно регламенту МСЭ, космический аппарат вместе с орбитальной позицией продаже не подлежит. «Орион Экспресс» арендовал на Horizons 2 на весь срок его жизни 12 транспондеров, и у нас есть опцион на выкуп остальных транспондеров. В общей сложности на Horizons 2 имеется 20 транспондеров, около восьми из которых пока не задействованы. При этом два транспондера в принципе не могут работать на Россию, и Intelsat ищет возможность их продажи клиентам в Азии.


- Сколько операторов сетей кабельного ТВ покупают контент у «Орион Экспресса»? Идет ли компания на продажу прав ретрансляции единичных каналов или предлагает только пакеты?

- Услуги по дистрибуции телеканалов (как собственных, так и стороннего производства) являются для нас важной составляющей В2В-направления. Мы имеем контракты на дистрибуцию с 400 операторами кабельного ТВ, совокупная абонентская база которых превышает 20 млн домохозяйств. Продвигаем каналы как поштучно, так и пакетами, с соответствующими скидками, и планируем расширять это направление деятельности. У «Орион Экспресса» также имеется шесть каналов собственного производства. В конце прошлого года мы запустили два новых канала с большой социальной составляющей: «ЕГЭ ТВ» для школьников и «Мир увлечений» для слабослышащих телезрителей. Кроме того, компания оказывает полный комплекс услуг playout - ​от производства контента до подъема на спутник. Многих наших клиентов в сегменте В2В привлекает именно возможность создания телеканала «под ключ». Например, по такому принципу мы начали проект с «Нашим радио»: на базе уникального видеоархива радиостанции «Орион Экспресс» будет делать канал «Наше ТВ» (заказчиком и автором этого проекта является ЗАО «Мультимедиа Холдинг»).  applaus Такие телеканалы, как «Хорошее кино», Galaxy, «Мир океана», тоже полностью собираем мы.

- Почему «Орион Экспресс» не использует новые российские спутники «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2», предназначенные именно для непосредственного спутникового вещания?

- Переход с одного космического аппарата на другой является для DTH-оператора сложной задачей, ведь в этом случае придется перенастраивать весь парк абонентского оборудования. Поэтому для смены спутника должен быть серьезный аргумент. Нас вполне устраивает работа через существующие спутники, и свободной емкости на перспективу в точке 85° в. д. нам хватает. Не говоря уже о том, что на космических аппаратах серии «Экспресс‑АТ» применяется круговая поляризация, тогда как «Орион Экспресс» вещает в линейной.

- Дальний Восток является одним из главных рынков спутниковой связи в РФ. Однако в DTH там работает только ваша компания. Почему конкуренты до сих пор не вышли на него?

- На Дальнем Востоке проживает всего 5 % населения России, и в основном люди живут там в крупных городах, где высокое проникновение кабельного телевидения и IPTV. На труднодоступных дальневосточных территориях основная часть россиян уже подключилась к «Орион Экспрессу», и с экономической точки зрения выход на этот рынок второго DTH-оператора малоэффективен.

comnews.ru ( http://www.comnews.ru/node/96083 )



Огигинал новости «Кирилл Махновский (ген.директор «Орион-Экспресс») дал интервью журналу «Cтандарт»»   -
«Tele-Sat INFO»   -