Гендиректор НТВ Алексей Земский: В 30-й юбилейный сезон начнем вещание из нового здания
Алексей Земский генеральный директор телеканала НТВ (возглавляет его с 2015 года) окружен телевизионными символами. Ему, как Останкинской башне и телецентру 56 лет. А канал НТВ 10 октября отмечает свое 30-летие. И кто к громкой дате расскажет о нем лучше, чем такой генеральный директор? Сегодня наш разговор с Алексеем Земским привязан еще и к другому важному событию строится новое здание НТВ большой технокластер, и в юбилейный для канала состоится эфир уже с этой площадки.
Алексей Владимирович, новое здание НТВ задумано уже довольно давно…
Алексей Земский: Мы строим его с 2012-го года, и в 30-й юбилейный сезон, надеемся, что выйдем отсюда в прямой эфир. Это одно из самых больших достижений НТВ. Дом НТВ! Потому что Телецентр в Останкино имени 50-летия Октября был сдан в 1967 году. Так получилось, что я в этот год родился. И именно в этот год Международный союз электросвязи начал обсуждать переход телевидения в цифру. Вот такие совпадения были в 1967 году (смеется). Телецентр замечательный, прекрасный, строился на века. Это отчий дом. Но вот мы оперились и хотим дальше жить самостоятельно, хотя и рядом.
А почему вы решили построить дом НТВ? Новые вызовы времени?
Алексей Земский: Это большая заслуга Владимира Михайловича Кулистикова и Олега Александровича Адамова, которые решились начать эту стройку. Мы пришли сюда в 2015 году, когда здание было уже построено. Запустили тепло, потом был большой перерыв и стало понятно, что нужно соответствовать вызовам времени. И новый дом следует делать уже не просто как Телецентр, а как большой Медиахаб Технопарк. Совместно с Правительством Москвы мы зарегистрировали здесь Технопарк. Это будет индустриальный хаб с применением современных технологий и большим ЦОДом (Центром Обработки Данных).
Сколько человек в нем будет трудиться?
Алексей Земский: Мы и в телевизионном техническом центре «Останкино» занимаем достаточно много площадей у нас работает больше 1500 человек. А новый Технопарк рассчитан на более 3000 тысяч сотрудников. Сегодня для НТВ производят проекты порядка сорока производителей, часть из них переедет в новое здание. Именно из него будут выходить все новостные программы от «Итогов недели» до «Центрального телевидения», а также крупные шоу, такие, как «Аватар», «Маска» и другие. В нашем новом здании у нас будет шесть студий, площадь самой большой из которых составляет 1200 кв. метров.
Вы планируете наполнить весь новый Технопарк российским оборудованием?
Алексей Земский: Технопарк уникален тем, что в нём будет использоваться большое количество как раз российских технологий, во многом опережающих современные зарубежные аналоги. Всё, касающееся критически важных областей и инфраструктуры (технология производства формирования сигнала и передача контента) на 90% российское. То, что является «расходными материалами» и их срок жизни 3-6 лет, вроде панелей, камер, мониторов во многом зарубежное. Дело в том, что ещё на ВГТРК мы вместе с партнёрами занимались разработкой и внедрением отечественного оборудования и софта для телевидения и радио, которое сейчас практически полностью используют российскую технику и ПО. На телевидении пока не на 100% интегрированы российские IT продукты, но решения для ключевых задач уже хорошо работают. Более того, даже VR-технологии для новостей и программы «Центральное телевидение» тоже российские. Причём во всех студиях в нашем технопарке будет возможность делать проекты с применением технологии дополненной реальности. Работа одной из студий программы «Сегодня в Москве» на 100% выстроена с применением AR. Мы применяем VR и AR и в развлекательных программах: «Маске», «Шоумаскгоон», «Новогодней Маске».
Какое место в новом здании будет занимать зеленый цвет символ НТВ, и кто придумал такой дизайн для канала?
Алексей Земский: Семен Левин в 1993 году придумал логотип, внутри которого находится зеленый шар. Это неизменный логотип вот уже 30 лет. Мы им гордимся и по праву считаем, что зеленый это наш НТВшный цвет, который открывает нам всем дорогу и дает «разрешение» всегда идти вперед.
Намеревались ли в новом здании, как в Останкино, сделать музей? На самом деле каналом НТВ столько всего прожито, пройдено.
Алексей Земский: Конечно, будем работать в этом направлении, потому что нам есть, что показать и вспомнить. Мы в новом здании специально предусмотрели так называемую «туристическую тропу» возможно, там и будет. Но мы стараемся сейчас говорить на только о прошлом. Сейчас самое время говорить о будущем. Потому что, чем раньше мы начнем о нем рассуждать и что-то делать, тем быстрее оно наступит.
Что самое удивительное, на ваш взгляд, в Технопарке НТВ?
Алексей Земский: Если посмотрите, у него нет внешних прямых углов. Это нетипичный проект как определило Правительство Москвы «архитектурная доминанта». А поскольку мы в своей работе, наоборот, заостряем углы, то, наверное, такой дизайн -в противовес.
Какие еще достижения НТВ вы фиксируете для себя к юбилейной дате?
Алексей Земский: В прошлом году, мы вышли на почетное второе место среди телезрителей всей России с долей 10,1%, в этом году его удерживаем. Мы приросли во всех аудиториях, включая ту, что так любима рекламодателем возраста от 14 до 44 лет на 10%, а уж женская 14-44 на 15%. НТВ стремится стать телеканалом для семейного просмотра. Только в этом году мы увеличили семейную аудиторию на 14%. Это очень много. И, если раньше люди слышали «НТВ» и усмехались, мол, это скандалы, интриги, расследования, то сейчас говорят так: «Значит, вы точно знаете, кто под маской» (Шоу «Маска» на НТВ самое популярное шоу за последние 10 лет на отечественном ТВ Прим. Авт.). Это большое достижение, и оно не случайно. Мы годами выстраивали сбалансированную сетку из информационных, развлекательных программ и сериалов. Мы нарастили большое количество франшиз, то есть продолжений успешных сериалов. Это «Балабол», «Скорая помощь», «Лихач», «Невский», который стал лучшим сериалом 2022 года среди всех зрителей России старше 18 лет.
Сейчас НТВ много работает с онлайн-кинотеатрами. На фестивале сериалов «Пилот» победил такой ваш проект «Цербер». И там же был представлен еще один сериал «Черное солнце» Максим Стоянов получил приз за игру в нем, как лучший актер.
Почему вы с ними сотрудничаете, ведь у телевидения и так большая аудитория, вы можете отдавать уже готовые сериалы на онлайн-платформы.
Алексей Земский: Для сериала «Черное солнце» уже начали писать продолжение. А сотрудничаем потому, что это возможность работать с бОльшим бюджетом и делать дорогой продукт чаще, чем несколько раз в год.
Между телеканалами и видеосервисами на данный момент нет каннибализации аудитории. Скорее партнерство. Если раньше онлайн-кинотеатры хотели получить премьеру до выхода на телевидении и бились за это, то сейчас они поняли, как выгодно выходить день в день. Потому что на телевидении мы рекламируем этот сериал в таких объемах, в которых не могут себе позволить видеолатформы. Более того, онлайн-кинотеатры еще и докупают у нас рекламу: смотрите все серии на такой-то платформе. Но мы пошли еще дальше. Мы стали покупать продукты, которые делались специально для платформ, и в очередной раз доказали друг другу, что нас смотрят абсолютно разные категории зрителей. Те, которые посмотрели онлайн, никогда не придут на ТВ. И наоборот. Взять хотя бы сериал «Зимородок», который вышел на НТВ этим летом. Он до этого был куплен онлайн-кинотеатром Иви.
Будущее телевидения будет гибридным, совмещающим в себе разные способы вещания и платформы. Поэтому сотрудничество с онлайн-кинотеатрами очень важно Мы говорим про турецкий сериал «Зимородок», который показал высоченные цифры просмотров?
Алексей Земский: Да! Он собирал миллионную аудиторию в онлайн-кинотеатре Иви. Поскольку на Иви много сериалов НТВ, мы знаем, что зрители проектов канала и «Зимородка» сильно пересекаются, причём, в основном, женская аудитория. А мы как раз искали, каким продуктом сохранить именно ее в будние дни, когда наши шоу «За гранью» и «ДНК» уйдут летом в отпуск. В первом шоу мы пытаемся помочь людям, жизнь которых разделилась на «до» и «после». А в «ДНК» стараемся помочь героям понять, кто они. Это, в основном, женская аудитория. И как раз на эту аудиторию «пришелся впору» сериал «Зимородок». Финал его был в конце августа, и мы специально поставили его в субботу до и после программы «Центральное телевидение». И не прогадали. Поэтому такое сотрудничество с онлайн-кинотеатрами очень важно.
Мы работаем практически со всеми онлайн-кинотеатрами, но наши стратегические партнеры это Premier и RuTube, где присутствуют практически все наши развлекательные программы, в том числе «Ты супер!», «Маска», «Аватар», «Суперстар!» (в конце осени, кстати, будет новый сезон) и другие. И мне кажется, что сотрудничество с платформами это начало большой синергии. Если говорить о будущем телевидения, то мы сейчас живем в эпоху, где отдельно существует цифровое вещание, эфирное и платформы. А в ближайшее время будет еще одна революция в плане вещания. Эфирное бесплатное никуда не денется, но оно с высокой долей вероятности, наверняка, уйдет в IP. То есть будет приниматься всеми устройствами, даже без симки и без WI-FI. Телефон, планшет, компьютер любыми.
В год тридцатилетия у вас появятся новые проекты. Часть из них сериалы, про «Суперстар!» вы рассказали, а что еще?
Алексей Земский: Пятый сезон шоу «Маска» он будет просто фантастический и еще больше всех удивит. И "Новогодняя «Маска» тоже. Зрителей ждет второй сезон «Аватара». И… появятся в этом сезоне еще два шоу, которые станут большим подарком нашим телезрителям. Три эпизода одного из них уже готовы. Второе выйдет в конце февраля начале марта. Что касается сериалов, то помимо популярных франшиз, у нас выходит большое количество новых проектов. В юбилейном сезоне мы покажем такие новинки, как «Запасный выход» с Юрием Стояновым и Романом Мадяновым, «ГДР» с Александром Горбатовым, «10 дней до весны» это сериал Кима Дружинина, посвященный десятилетию воссоединения Крыма в Россией, и многие другие.
Не могу забыть вашу разработку «Программный директор» одна из самых ярких технологических новинок года…
Алексей Земский: Это софт, который работает с данными единственного в нашей стране телеизмерителя Медиаскоп. Помимо привычных показателей доли, рейтинга и охвата, сейчас с помощью неё можно связывать аудитории, понимать, что эта аудитория смотрит в разное время, как и в каком количестве она переходит с канала на канал, как возвращается, сегментировать по лояльности, полу, демографии и многое другое. И всё это в один клик и с удобным интерфейсом. Скорость это очень важно. 10 секунд вместо 90 минут разница существенная. Это сделано как индустриальный проект, но, надеюсь, что в ближайшее время станет индустриальным стандартом. Вы, наверное, бывали в разных кабинетах телевизионных начальников?
Конечно.
Алексей Земский: В каждом кабинете у телевизионного начальника стоит несколько телевизоров от пяти и до двенадцати может доходить. В «Программном директоре» мы впервые совместили картинку с рейтингом и долями в каждую минуту времени, так что достаточно у себя на компьютере посмотреть, как на какую фразу реагировала аудитория, куда она ушла, когда вернулась, выключили ли люди телевизор.
Относительно недавно запущены тематические нишевые телеканалы, такие, как «НТВ Сериал», «НТВ Стиль», «НТВ Право». В этом году у вас появился канал, посвященный документальному кино «Неизвестная Россия».
Алексей Земский: Мы еще запустили «НТВ-Хит». Это, кстати, единственный из нишевых каналов, у которого есть свои новости. Люди смотрят на нем «запоем» сериалы, и он входит в десятку самых смотрибельныхнишевых каналов. Канал «Неизвестная Россия» возник потому, что на НТВ всегда, во все времена документальное кино было одним из самых востребованных жанров. И сейчас мы, наверное, один из лидеров по объему документального кино на телевидении. Для телеканала мы собрали всех, кто производит неигровые ленты. Это и Военно-историческое общество, и Русское географическое общество, и музеи, и ВГИК, и другие со всеми договорились. И канал бесплатный для телезрителей. Более того, в марте 2024 года НТВ совместно с партнерами запустит новый фестиваль документального кино. Он будет проходить на ВДНХ, в павильоне «Газпрома» в рамках выставки «Россия». Фестиваль будет идти 3-4 недели: в день показы одного-двух фильмов. И все ленты-конкурсантов покажем на телеканале «Неизвестная Россия», а финалистов на канале НТВ.
Алексей Владимирович, с какими именами вы связываете историю НТВ?
Алексей Земский: НТВ это молодой организм, который и впитывает в себя, и не боится делиться своими кадрами. Более того, многие из них -легенды. Я могу сказать об Олеге Борисовиче Добродееве один из основателей НТВ. У нас работает Татьяна Ростиславовна Миткова, которая вела первый выпуск НТВ. Владимир Кондратьев и многие другие, которые прошли через НТВ, и все они оставили свой вклад в истории канала.
Вот, например, дважды техническим директором НТВ был Валерий Львович Механик. Легендарная личность. Человек, который снялся в оскароносном фильме «Москва слезам не верит» будучи еще сотрудником Гостелерадио. Он тогда руководил передвижными телевизионными станциями в телевизионном техническом центре. И, если помните момент, когда оператор, Рудольф (тот, который говорит, что будет одно сплошное телевидение) едет со съемок с героиней Веры Алентовой директором завода на заднем плане люди «забивают козла». Вот один из них Валерий Львович. Его участие в фильме было отмечено приказом Гостелерадио о лишении премии за то, что они в кадре играли в домино. А они просто спросили режиссера: «А что нам делать?» А им ответили: «То, что обычно делаете».
Каким вы видите будущее телевидения?
Алексей Земский: Большим и светлым. Ну а если серьёзно, то телевидение было придумано для того, чтобы передавать движущиеся картинки на расстоянии. С тех пор способов производства и перемещения картинок на расстояние стало великое множество. Был аналог, была цифра, появился интернет. Но это все перемещение картинок на расстоянии, то есть это все телевидение. Поэтому будущее телевидения будет гибридным, совмещающим в себе разные способы вещания и платформы. Для нас, индустрии, очень важно, чтобы была единая система измерений и в эфирном цифровом вещании, и на платформах. Я знаю, что «Медиаскоп» сейчас работает над этим. Только тогда мы поймём, как нас на самом деле смотрят зрители в той среде, к которой они привыкли. А фокус останется на контенте. |