1,8 триллиона рублей на Север: почему СМП нуждается в спутниковой инфраструктуре

1,8 триллиона рублей на Север: почему СМП нуждается в спутниковой инфраструктуре

1790,5 миллиарда рублей — таков объём госинвестиций в развитие Северного морского пути (СМП) до 2035 года. В пять приоритетных направлений финансирования входит и «космическое» обеспечение организации безопасности судоходства — создание арктической спутниковой группировки мониторинга гидрометеорологической обстановки и радиолокационного наблюдения, а также оказание информационных и цифровых услуг в арктических акваториях. Однако практически все приполярные территории России крайне скудны инфраструктурно: существуют районы, где не только нет проводной и мобильной связи, но даже и спутниковые коммуникации крайне затруднены.

Поэтому развёртывание арктической группировки ведётся опережающими темпами — девять спутников Роскосмос планирует вывести уже к 2026 году. Но само по себе наличие космических аппаратов не делает связь в высоких широтах доступной — для её качественного и количественного обеспечения нужна соответствующая наземная инфраструктура, которую нужно создать в кратчайшие сроки, считает Павел Зубенко, генеральный конструктор компании «ТрилайнСистемс», первого в стране коммерческого производителя антенн спутниковой связи.
«Сегодня часть Северного морского пути, в силу различных причин, просто не охвачена системами космической связи и мониторинга. В том числе и потому, что геостационарные группировки плохо „видят“ высокие широты. Зато новые аппараты ДЗЗ, радиолокации и спутникового интернета, движущиеся на высокоэллиптических орбитах, позволяют максимально и равномерно охватить своим „вниманием“ приполярные области, — говорит Павел Зубенко. — Поэтому развёртывание такой группировки является логичным шагом развития СМП и северных территорий. При условии, что очередной аппарат планируется к запуску уже в будущем году, необходимо максимально ускорить сооружение приёмо-передающих антенных систем. А это возможно лишь при использовании серийных, фактически конвейерных технических решений. Подобные системы можно разворачивать за считанные дни и практически при любой погоде. Таким образом, к 2026 году появится возможность без особых усилий создать полнофункциональную сеть станций сопровождения и абонентских станций».

Первый спутник ДЗЗ будущей высокоэллиптической группировки — «Арктика-М» — был запущен в феврале 2021 года, запуск ещё одного планируется на 2023-й. Всего в составе будет пять таких сателлитов, вращающихся на орбитах от 1 000 до 40 000 километров над Землёй. Уже с будущего года, когда заработает второй спутник, «Арктика-М», станет возможным непрерывный мониторинг всего арктического транспортного коридора с интервалом 15 минут.

«Ключевым направлением в развитии Северного морского пути является создание арктической орбитальной спутниковой группировки, — заявил на октябрьском совещании на космодроме Восточный вице-премьер России, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. — Планируется, что к 2024 году на орбиту выведут два спутника „Арктика-М“ (они будут передавать данные о гидрометеорологической обстановке в высоких широтах) и три радиолокационных (два спутника „Кондор-ФКА“ и один „Обзор-Р“). К 2026-му — четыре Express-RV для широкополосного доступа в интернет».

Пресс-служба ТрилайнСистемс



Огигинал новости «1,8 триллиона рублей на Север: почему СМП нуждается в спутниковой инфраструктуре»   -
«Tele-Sat INFO»   -