"Экспресс-АМ6" готовится к маю

"Экспресс-АМ6" готовится к маю

Спутник «Экспресс-АМ6», выведенный на нерасчетную орбиту осенью 2014 г., достиг точки 50,45º в.д. В этой орбитальной позиции уже начались летные испытания полезной нагрузки космического аппарата, которые будут завершены к маю нынешнего года. После них «Экспресс-АМ6» будет переведен в заданную позицию 53º в.д. ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) планирует начать коммерческую эксплуатацию этого спутника в первой половине мая.

Спутник «Экспресс-АМ6» был запущен с космодрома Байконур 21 октября прошлого года. 22 октября оператор пуска — ГКНПЦ им. М.В.Хруничева — отрапортовал об успешном выводе аппарата: «Космический аппарат „Экспресс-АМ6“ отделился от разгонного блока „Бриз-М“ на целевой орбите. В расчетное время орбитальный блок в составе разгонного блока и космического аппарата отделился от третьей ступени ракеты-носителя и продолжил автономный полет».

Однако 28 октября американский эксперт в сфере космоса Джонатан МакДауэлл сообщил, что «Экспресс-АМ6» находится на нерасчетной орбите, которая имела иное наклонение и перигей на 2492 км ниже расчетного значения. Тогда из неофициальных источников выяснилось, что проблема была связана с нештатной работой разгонного блока «Бриз-М».

Публично этот факт был признан в России лишь на прошлой неделе, когда производитель спутника — ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева» (ИСС) — официально сообщил: «При запуске, состоявшемся 21 октября 2014 г., космический аппарат был выведен на нерасчетную орбиту, параметры которой имели значительные отклонения по высоте, наклонению и эксцентриситету».

Запуск спутника «Экспресс-АМ6», как и его предшественника «Экспресс-АМ5», имел уникальную особенность. Если до них все российские космические аппараты (кроме тяжелого спутника «Ямал-402») выводились сразу в плановую позицию на геостационарной орбите, то эти два спутника отделялись от разгонного блока на промежуточной орбите, откуда своим ходом, с помощью электродвигательных установок, в течение нескольких месяцев перемещались в целевую точку. Причиной столь необычной для России схемы запуска стала высокая масса каждого из двух спутников, составляющая около 3400 кг. Ракета «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» способна вывести на геостационарную орбиту лишь около 3000 кг полезного груза.

"Специалисты ИСС обеспечили довыведение спутника в заданную точку после запуска за счет ресурсов его электродвигательных установок. В ходе довыведения была проведена основная программа летных испытаний модуля служебных систем космического аппарата", — говорится в сообщении ИСС. В пятницу ComNews не удалось получить комментарии от пресс-службы ИСС.

По словам представителя ИСС, летные испытания полезной нагрузки космического аппарата «Экспресс-АМ6» в позиции 50,45º в.д. начались 10 марта 2015 г. «Планируется их завершить к маю», — добавил он в беседе с ComNews. В дальнейшем космический аппарат «Экспресс-АМ6» будет перемещен в орбитальную позицию 53º в.д., где и будет введен в эксплуатацию, сказал начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков. «Ориентировочно это должно произойти в первой половине мая нынешнего года», — уточнил в разговоре с репортером ComNews Денис Сухоруков.

Денис Сухоруков подчеркнул, что довыведение спутника никак не отразилось на его характеристиках. Ранее генеральный директор ИСС Николай Тестоедов заявлял в интервью агентству «Интерфакс», что довыведение не скажется на 15-летнем гарантированном сроке активного существования «Экспресса-АМ6». Этот показатель определяется, в первую очередь, запасом на борту аппарата ксенона, необходимого для коррекции орбиты в течение 15 лет, добавил Николай Тестоедов.

"Экспресс-АМ6" мы сделали чуть более легким, чем его предшественник — «Экспресс-АМ5». Поэтому для сохранения единой для этих аппаратов баллистической схемы выведения и чтобы «не пересчитывать» адаптацию под носитель, мы просто заправили большее количество топлива в баки двигательной установки спутника. Это как раз то количество топлива, которое, еще и с запасом, обеспечило довыведение спутника в нужную точку орбиты", — пояснял Николай Тестоедов.

Это уже не первый случай, когда спутник не сразу вышел на запланированную геопереходную орбиту. Так, нештатная ситуация при запуске «Ямала-402» (его масса — 5250 кг) 8 декабря 2012 г. возникла из-за разгонного блока «Бриз-М», который не довел аппарат до запланированной геопереходной орбиты. В результате спутник добирался до плановой орбитальной позиции с помощью включений апогейного двигателя. Потребовалось в общей сложности четыре импульса двигателя, что привело к незапланированному расходу топлива и небольшому сокращению срока службы спутника.

По словам генерального директора группы компаний AltegroSky Сергея Пехтерева, в отличие от ситуации с «Ямалом-402», при выводе «Экспресса-АМ6» двигательная установка самого разгонного блока «Бриз-М» отработала штатно. Но были погрешности в системе разгонного блока, отвечающей за навигацию и расчет орбиты, в результате аппарат был выведен менее точно, чем запущенный за год до этого «Экспресс-АМ5», добавил Сергей Пехтерев.

"Поэтому плановое довыведение на электрореактивных двигателях в случае АМ5 заняло меньше времени — менее трех месяцев, — чем планировалось изначально, а в случае АМ6 — больше. Естественно, для заказчика в лице ГПКС эта ситуация с длительным довыведением менее привлекательна. Но не из-за перерасхода ксенона, который является рабочим телом для электрореактивных двигателей, а в связи с тем, что ГПКС потеряет доходы за два-три месяца, начав предоставлять услуги позже", — резюмировал Сергей Пехтерев в беседе с репортером ComNews.

Телекоммуникационный космический аппарат «Экспресс-АМ6» создан специалистами ИСС по заказу ГПКС, а поставщиком полезной нагрузки для него выступила канадская корпорация MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA). Он предназначен для предоставления услуг цифрового телевидения, телефонии, видеоконференций, VSAT-сети, доступа в Интернет, передачи данных для пользователей европейской части России и Западной Сибири, стран Центральной Европы и Ближнего Востока.

Мощность спутника — 14 кВт, срок активного существования — 15 лет, точка стояния — 53° в.д. На нем установлено 14 транспондеров C-диапазона, 44 — Ku-диапазона, 12 — Ka-диапазона и два — L-диапазона. Общий ресурс транспондеров — более 2700 МГц. Аппарат застрахован компанией «Ингосстрах» на 5,5 млрд руб. (см. новость ComNews от 14 февраля 2014 г.). Как уточнил в пятницу ComNews представитель «Ингосстраха», в связи с довыведением спутника «Экспресс-АМ6» сумма страховки не изменилась, поскольку это не страховой случай.

comnews.ru ( http://www.comnews.ru/node/90608#ixzz3UZyS57m1 )

нашёл — BAKILI



Огигинал новости «"Экспресс-АМ6" готовится к маю»   -
«Tele-Sat INFO»   -