Цифровому радио в Украине быть. Пока – на уровне эксперимента
Как известно, стакан, заполненный жидкостью на 50% от общего доступного объёма, разные люди видят по-разному. Пессимист назовёт такой стакан полупустым, а оптимист скажет, что данный стакан наполнен наполовину. Этот давным-давно известный подход можно с лёгкостью экстраполировать на любые сферы жизни современного общества, в том числе (а, возможно, даже в первую очередь) на сферу современных технологий и инновационных решений. Кто-то видит в них сплошные проблемы, выискивает недостатки, недоработки и слабые места, стремясь доказать, что, мол, смотрите – технология ещё сырая, неизвестно когда станет «мэйнстримом», и станет ли им вообще. Другие же – наоборот, стремятся увидеть возможные преимущества, продумывают дальнейшие пути развития и перспективные варианты её применения, а о степени готовности технологии говорят: «Смотрите, какая работа уже проделана! Ещё несколько рывков, несколько штришков – всё заработает так, как нужно!».
Именно в таком ключе и протекала панельная дискуссия «Новая цифровая реформа для Украины. Перспективы внедрения цифрового радио», прошедшая в рамках организованного Национальной Ассоциацией телерадиовещателей» (НАМ) X Международного форума «Цифровое вещание в Украине», который состоялся в Киеве 7 сентября. В дискуссии принимали участие Владислав Севрюков – член Комитета Верховного Совета Украины по вопросам свободы слова и информационной политики – человек, несколько лет назад впервые официально заявивший о необходимости внедрения в Украине цифрового радио; Олег Черныш – член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; Владимир Гончаревский – представитель медиагруппы «ТАВР»; Александр Богданов – руководитель Концерна «РРТ»; Евгений Мирзаков – представитель Украинского государственного центра радиочастот; Екатерина Мясникова – от Радиокомитета; Велерий Юрченко – от Национальной общественной телерадиокомпании Украины и Кирилл Лукеренко – от радиостанции «Громадське радіо».
Заявленной целью дискуссионной панели был поиск ответов на вопросы о том, необходимо ли Украине цифровое радио, насколько своевременным было бы его появление для радио-индустрии страны, а также какие шаги для старта реформы уже сделаны, а какие – планируются в ближайшем (и не очень ближайшем) будущем. В роли модератора дискуссионной панели выступил ещё один член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания – Сергей Костинский, который начал дискуссию со свежей новости из области технологий цифрового радиовещания: сообщения об утверждении в Европе единого евро-стандарта для радиоприёмников, предназначенных для прослушивания цифровых DAB-радиостанций, который был представлен консорциумом WorldDAB и организацией EBU на прошедшей в Берлине выставке IFA. Напомним – одной из ключевых особенностей данного евро-стандарта (придерживаться которого уже пообещали ведущие производители радиоприёмников, работающие на европейском рынке) является условие совместимости цифровых радиоприёмников с тремя технологиями вещания: цифровым T-DAB, его более современной модификацией DAB+ и аналоговым FM.
Процитировав данную новость, Сергей Костинский попросил участников дискуссии как-то её прокомментировать, высказав своё мнение о том, что она означает для индустрии и каковыми могут быть последствия утверждения этого евро-стандарта. Ответы на данный вопрос и разделили участников на тех, кто видит стакан наполовину наполненным и тех, кто склонен считать, что стакан является полупустым. То есть, на цифровых оптимистов и цифровых пессимистов. Первые были склонны видеть в принятии именно такого евро-стандарта признак того, что цифра становится неотъемлемой частью радио-индустрии, и появление именно таких приёмников означает лишь одно: слушатель сможет спокойно выбирать между аналоговыми FM-станциями и цифровыми DAB-каналами, ориентируясь, прежде всего, на контент, а не технологию. Примерно точно так же, как до сих пор мы выбирали между AM и FM, которые, по сути, также отличаются друг от друга в техническом плане. Но кто, кроме инженеров, специалистов и радиолюбителей вникал в эти тонкости? Люди просто слушали радио, переключаясь с диапазона на диапазон в поисках интересных программ. То есть, дальнейшее развитие и внедрение цифры в радио-секторе будет идти поступательно, эволюционным путём, который наиболее выгоден для индустрии.
При этом, к примеру, Владислав Севрюков отметил, что WorldDAB и EBU новым евро-стандартом лишь официально утвердили то, что уже сложилось на практике: большинство цифровых приёмников, продаваемых в странах Европы ведущими производителями, уже сегодня поддерживают приём как цифровых (DAB и DAB+), так и аналоговых (FM) программ. Примерно в том же духе высказался и член Нацсовета Олег Черныш, назвавший принятие нового евро-стандарта для приёмников «рутинной работой». А также напомнивший о том, что лично он всегда придерживался именно такого взгляда на внедрение цифрового радио в Украине: запуск цифрового радио никак не должен влиять на существующее аналоговое FM-вещание, которое никуда не денется и продолжит работать. По меньшей мере, в ближайшей перспективе. Александр Богданов из Концерна «РРТ» в свою очередь добавил, что Концерн, в принципе, готов к возможному запуску в Украине цифрового радио, а также отметил, что считает вполне реальным мирное сосуществование цифрового и аналогового радиовещания.
Пессимисты же усмотрели в наличии в приёмниках, соответствующих новому евро-стандарту, опции приёма аналогового FM признак того, что радио-индустрия Европы всё ещё не определилась с выбором новой технологии либо вообще не верит в успех «цифры». Мол, для того и FM-диапазон предлагают оставить – а вдруг цифра «не пойдёт»? Дескать, Европа не определилась со стандартом цифрового радио, его перспективы – туманны, население по-прежнему выбирает аналоговый FM, вот производители приёмников и спешат перестраховаться. В частности, такую точку зрения высказал представитель медиагруппы «ТАВР» Владимир Гончаревский.
Впрочем, как отметила Екатерина Мясникова, представлявшая Радиокомитет, по её мнению, утверждение нового евро-стандарта для цифровых приёмников – далеко не главный фактор, определяющий будущее цифрового радио и радио вообще. Ибо немалую роль в том, как будет развиваться радио-индустрия в будущем, сыграет то, что и где люди слушают, что люди хотят слушать, а также что им сможет предложить радио.
Как отметила Екатерина Мясникова, не так давно по поручению Радиокомитета в Киеве был проведён опрос с целью выявления предпочтений аудитории относительно возможных формата и концепции потенциально создаваемой новой радиостанции. В своих ответах опрошенные оказались достаточно консервативными: 60% респондентов высказались в пользу создания музыкальной радиостанции, которая бы работала в формате AC (современная популярная музыка для взрослой аудитории). Немногим более 20% респондентов изъявили желание слушать радио разговорного формата. При чём, даже не информационное, а именно разговорно-дискуссионное. Возможно, как прокомментировала Екатерина Мясникова, даже образовательно-дискуссионное радио, которое бы работало в сфере общественного вещания.
По словам госпожи Мясниковой, в последнее время Радиокомитет также фиксирует рост слушания радио в интернете. В настоящее время в сети радио слушает 24% от общей аудитории радио. Однако здесь есть одна особенность: большая часть этих людей слушает радио как в интернете, так и «дедовским способом» – через обычный эфирный аналоговый FM-приёмник. Доля тех, кто слушает радио исключительно через всемирную паутину, пока остаётся незначительной. Всё дело в том, что в нашей стране по-прежнему слишком сильна привычка слушать радио в машине – по дороге на работу или с работы, либо на отдых. А основным средством приёма радиопрограмм в салоне автомобиля в наших реалиях остаётся обычный автомобильный приёмник. При этом примерно 80% опрошенных заявило о том, что регулярно слушают радио.
Мысль о том, что в настоящее время на рынке представлены далеко не все востребованные аудиторией форматы поддержал и Владимир Гончаревский, который согласился с перспективностью радио разговорного формата, а также указал на востребованность ряда нишевых форматов, в частности – формата джазового радио. Однако добавил, что, если проект создания разговорного радио ему видится вполне возможным и реалистичным, то процесс, связанный с запуском нишевых музыкальных форматов может быть осложнён отсутствием, по его мнению, достаточного количества украиноязычной форматной музыки тех или иных жанров и направлений, что затрудняет соблюдение норм законодательства о квотах на национальный продукт.
При этом Владимир Гончаревский заявил, что считает интернет-вещание более перспективной, чем эфирная цифра, технологией для развития радио будущего. По его мнению, аудитория слушателей интернет-радио будет всё более увеличиваться, и представляемая им медиа-группа уже активно готовится к этому, запустив во всемирной паутине вещание дополнительных музыкальных радиоканалов.
На уточняющий вопрос Сергея Костинского о том, рассматривает ли он цифровое радио как некую промежуточную технологию между сегодняшним – аналоговым – радио и интернет-радио из будущего, Владимир Гончаревский ответил достаточно скептически, заявив, что не особо верит в перспективность данной технологии в нашей стране. В частности – в силу дороговизны цифровых приёмников.
В свою очередь, Олег Черных, как бы возражая Владимиру Гончаревскому, заметил, что Европа уже достаточно долго экспериментирует с цифровым радио, наработала немалый опыт – как позитивный, так и негативный. И Украине грех не присоединиться к этому – общеевропейскому – процессу. Тем более, что наработки соседей уже есть, и их можно использовать. Олег Черныш также добавил, что отключение аналогового телевизионного вещания и, следовательно, освобождение частот 4-5 каналов метрового диапазона, которые можно перераспределить в ряде регионов страны в пользу FM-радио, уже неоднократно откладывалось, а стало быть, перспектива появление новых свободных частот для аналогового вещания – дело достаточно туманное. Именно поэтому в Нацсовете считают, что Украине всё же следует, по меньшей мере, попробовать двигаться в сторону цифрового радио – для начала хотя бы на экспериментальном уровне. И в этом решении, по словам Олега Черныша, Нацсовет поддержали Концерн РРТ и УГЦР. А скептикам и пессимистам Олег Черныш напомнил историю запуска в Украине цифрового телевидения. Когда в Киеве был введён в эксплуатацию первый экспериментальный цифровой телепередатчик, собранный на заводе «Квант-Эфир» и работавший на 51-ом дециметровом канале, у подавляющего числа киевлян так же не было на руках ни цифровых сет-топ-боксов, ни тем более полноценных цифровых телевизоров. Затем это всё начало появляться, но изменился стандарт компрессии: на смену MPEG-2 пришёл MPEG-4. И вновь у зрителей не было тюнеров. Потом появился «Зеонбуд», который начал внедрять технологию цифрового телевещания второго поколения – DVB-T2, и снова у аудитории не было совместимого приёмного оборудования. Его начали завозить – но тут возникла идея кодирования сигнала, и опять потребовались новые технологические решения для приёма сигнала. То есть, цифровое телевидение в нашей стране также проделало немалый путь в своём развитии, однако это не отпугнуло его зрителей. И сегодня, когда ситуация в этом секторе более-менее стабилизировалась, оно имеет свою аудиторию.
Помимо этого, отметил Олег Черныш, не стоит забывать о том, что сегодня цифровой радиоприёмник уже становится неотъемлемой частью базовой комплектации продаваемых в Европе новых автомобилей от ведущих производителей. Да и в прочих сегментах возможны позитивные сдвиги – ведь рост объёмов производства цифровых радиоприёмников практически любых типов и категорий должен неизбежно привести к падению цен на них.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ ( http://protv.ua/news/radio/tsifrovomu_radio_v_ukraine_byit_poka__na_urovne_eksperimenta/ ) |