Спутники повышенной ёмкости оказывают негативное влияние на бизнес спутниковых операторов
Авторы 5-го издания Финансового анализа бизнеса спутниковых операторов (SOFA), проведённого NSR, считают, что по мере всё большего распространения геостационарных спутников повышенной ёмкости (GEO-HTS), бизнес-модели спутниковых операторов сталкиваются с драматическими проблемами, среди которых – изменение циклов капитальных расходов (CAPEX), снижение резервов и падение доходов, получаемых с одного транспондера.
«Спутники категории GEO-HTS оказали сильное влияние на циклы капитальных расходов спутниковых операторов. Сегодня мы видим, что операторы способны свести к минимуму свои капитальные расходы, вложив деньги в один мощный GEO-HTS спутник вместо 2-3 FSS-спутников, получив при этом намного большую ёмкость, что само по себе хорошо, – говорит старший аналитик агентства и автор отчёта Блэйн Кёрсио. – Впрочем, мы ещё не видели конечного результата – идёт ли всё к тому, что привычные нам FSS-спутники с десятками транспондеров морально устареют? Или всё ещё стоит держать 30 транспондеров на спутнике, который находится в нескольких орбитальных позициях от спутника, имеющего 300 транспондеров? Эти вопросы становятся важными, когда даже спутник с 30 транспондерами на бумаге является активом стоимостью в 250 миллионов долларов». Описанный выше сценарий кажется особенно привлекательным в случае, когда у операторов имеются существенные долговые обязательства – как, к примеру, у Intelsat и Telesat, или когда оператор должен лишиться нескольких орбитальных активов – к примеру, речь идёт о новичках рынка – таких, как YahSat или Avanti.
«Мы начинаем ощущать то влияние, которое GEO-HTS могут оказывать на доходы. Thaicom говорит о доходах от IPSTAR, превышающих 100 миллионов долларов в год. Доходы YahSat от рабочего спутника превышают 100 миллионов долларов, а Avanti говорит о более чем 40 миллионов долларов доходов от спутника, признавая 20-25% заполнение. Это достаточно большие цифры в сравнении с теми, которые мы можем ожидать от обычных FSS-спутников, и это только лишь начало», – говорит Кёрсио.
На фоне этого 2014 год показал общее падение доходов «Большой Четвёрки» – на более чем 200 миллионов долларов, и лидирует здесь Intelsat с существенным падением доходов. При этом укрепление доллара ослабило неплохой рост доходов SES и Eutelsat. Региональные игроки продемонстрировали в целом лучшие показатели, при том, что отдельные из них понесли существенные потери в силу курсовой политики, большинство всё же показало неплохие результаты. Рост по-прежнему исходит из сектора GEO-HTS спутников, однако вопрос о том, сможет ли сильное падение цен существенно расширить рынок остаётся спорным.
Операторам мобильных (MSS) и большинству операторов фиксированных (FSS) услуг, деятельность которых анализировалась авторами данного исследования, следует полагаться на нишевые источники дополнительных доходов – такие, как предоставление услуг связи повсюду и повышенная пропускная способность в луче, однако неясно, в течение какого времени всё это будет оправдывать более высокие расценки на пропускные каналы.
mediasat.info ( http://mediasat.info/2015/10/13/geo-hts/ )
нашёл yorick |