Ла Лига заключила новый ТВ-контракт из-за претензий антимонопольной службы
Новый старый контракт
Испанская телекоммуникационная компания Telefonica приобрела права на трансляции матчей чемпионата Испании по футболу, сообщается на сайте Ла Лиги. Фирма продолжит показывать пять встреч каждого тура на своем сервисе Movistar+.
У контракта на 1,29 млрд евро нестандартный срок – соглашение начнет действовать со второй части сезона 2024/25 и затронет сезоны 2025/26 и 2026/27.
Первоначально Ла Лига согласовала пятилетний контракт на трансляции матчей с Telefonica и стриминговой платформой DAZN с сезона 2022/23 до сезона 2026/27 еще в декабре 2021-го. Но в сделку вмешалась Национальная комиссия по рынкам и конкуренции Испании (Comisión Nacional de los Mercados y la Competencia, CNMC).
Испанский аналог Федеральной антимонопольной службы потребовал пересмотреть срок контракта Ла Лиги с Telefonica, учитывая доминирующее положение компании на местном рынке платного телевидения. У Telefonica фактически не осталось конкурентов после того, как в 2014-м фирма приобрела оператора спутникового ТВ Digital Plus. CNMC постановил, что максимальный срок контракта Telefonica с футбольной лигой может составлять три года. Стороны вынуждены были исполнять указание и сократили срок соглашения.
Впоследствии в законодательство внесли изменения, теперь вещатель может заключать контракты на любой срок вне зависимости от своей доли на рынке.
Постановление антимонопольной службы не повлияло на срок контракта Ла Лиги с сервисом DAZN, который также имеет права на трансляции пяти матчей в каждом туре. В итоге, как и предполагалось, испанский турнир за пять сезонов получит от продажи трансляций внутри страны порядка 4,95 млрд евро – около 900 млн евро за сезон. Это меньше, чем Ла Лига зарабатывала за год по предыдущему трехлетнему соглашению на ТВ-трансляции внутри Испании – порядка 1,13 млрд евро.
Вместе с тем в последние годы руководство испанского турнира увеличивает доходы от продажи ТВ-прав за рубежом. В мае 2022-го агентство Mediapro, занимающееся правами Ла Лиги за границей, сообщило, что у турнира действует 25 международных соглашений. Самым крупным из них является контракт с ESPN на трансляции в США на 145 млн евро за сезон. В пятилетнем цикле с 2022/23 по 2026/27 международные права приносят испанцам 835 млн евро в год, что на 19% больше, чем в предыдущем цикле, и более чем в три раза больше, чем в 2014-2015 гг.
Не все деньги от ТВ-контрактов поступают испанскому чемпионату. С 2021 г. у Ла Лиги действует контракт на 2,6 млрд евро с зарегистрированной в Люксембурге инвестиционной компанией CVC Capital Partners, по которому лига на протяжении 50 лет обязана отдавать CVC 11% дохода от реализации медиаправ. Главная цель проекта – оздоровление и увеличение доходов команд Ла Лиги и клубов низших испанских дивизионов после пандемии коронавируса.
По данным SportsProMedia, с момента заключения сделки непосредственно Ла Лига уже получила 1,4 млрд евро. 70% выплат команды обязаны направить на модернизацию и структурные улучшения (технологические проекты, инфраструктурные вопросы – все то, что можно отнести к инвестициям в устойчивое развитие), а лишь 15% от полученных средств разрешено тратить на покупку футболистов, переподписание контрактов, а также на покрытие долгов.
Права дешевеют
Ла Лига занимает второе место среди пяти ведущих футбольных лиг по размеру доходов от продажи ТВ-трансляций, лидирует Английская премьер-лига. Этот чемпионат только от продажи прав внутри страны по заключенному в декабре 2023-го контракту получит за четыре года, начиная с сезона 2025/26, около 7,8 млрд евро, то есть порядка 1,95 млн евро за сезон. От международных вещателей АПЛ за период с 2022-го по 2025-й должна получать порядка 6 млрд евро.
По мнению аналитиков, снижение доходов Ла Лиги от национального вещания – не локальная история, а часть общемирового тренда. Так, в августе 2023-го эксперты Financial Times заявили, что европейские футбольные телеправа будут дешеветь и дальше, и, возможно, уже в нынешнем году снижение составит около 17% по сравнению с 2018-2019 гг.
Как отмечается в материале, вещатели на рынке платного телевидения начинают испытывать кризис, потому что потребители все чаще переосмысливают дорогие подписки и отказываются от них. Рост контрактов в предыдущем цикле был вызван пандемией коронавируса – во время локдаунов болельщиков начали активнее смотреть ТВ, поскольку стадионы были закрыты. Но после отмены санитарных ограничений рейтинги трансляций вновь начали падать.
Стриминговые платформы активно реагируют на изменения. Так, DAZN в сентябре 2023-го провел уже вторую волну сокращений, уволив 100 человек и уменьшив фонд заработной платы на 500 000 евро. Выручка одного из гигантов спортивного медиарынка корпорации Sky в 2022 г. снизилась на 11,5%, до $17,9 млрд, компания также вынуждена была пойти на сокращения.
При этом рынок спортивных медиаправ, по прогнозам портала SportBusiness, продолжит расти. В нынешнем году он увеличится более чем на 10% и составит $62,4 млрд. Права на футбольные трансляции приносят 34% от этой суммы, порядка $20 млрд.
vedomosti.ru ( https://www.vedomosti.ru/sport/football/articles/2024/01/23/1016306-la-liga-zaklyuchila-novii-tv-kontrakt?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D ) |