Охота на лис: как Руперт Мердок изменил медиарынок США и что будет с империей Fox

Охота на лис: как Руперт Мердок изменил медиарынок США и что будет с империей Fox

Пока 92-летний миллиардер Руперт Мердок уходит с должности председателя совета директоров своей империи, Forbes USA вспоминает, как медиамагнат изменил газеты, телевидение, кинематограф и политику, и предполагает, какая теперь разгорится борьба ― разумеется, за статус преемника

 

«Есть более важные вещи, чем любовь всех без исключения», ― рассказывал Forbes 58-летний Руперт Мердок о своем подходе к бизнесу в 1989 году. Три десятилетия до того и три десятилетия после он придерживался этой точки зрения с абсолютной непоколебимостью.

В сентябре 92-летний Мердок объявил, что покидает медиаимперию, строительство которой он начинал с одной-единственной австралийской газеты, унаследованной в 21 год, и что теперь трон Fox достанется его 52-летнему сыну Лахлану. Наследство Мердока-младшего включает такие всемирно известные бренды как Fox News, Sky Television, The Wall Street Journal, The Times of London и The New York Post, купленные, обменянные или проданные за 70 лет сделок, совершенных по всему миру.

В 2019 году Руперт Мердок сократил объем собственных активов в области СМИ, передав ряд предприятий в сфере развлечений, включая 20th Century Fox (с обновленным названием в честь нового столетия), корпорации Walt Disney за $71,3 млрд. И пусть масштабы империи это несколько уменьшило, ее влияние осталось неизменно.

Последние несколько лет вокруг Fox гремит целый ряд скандалов: чем сильнее компания задает для новостной сферы консервативную повестку, тем чаще она сама мелькает в заголовках новостей. После того как в 2016 году из Fox News ушел Роджер Эйлс, ключевой создатель телесети в ее нынешнем виде, империя Мердока потеряла некоторых своих самых знаковых сотрудников, в том числе тележурналистов Билла О’Райли в 2017-м и Такера Карлсона, отстраненного в 2023 году в рамках урегулирования иска о клевете, который подала компания Dominion Voting Systems, затребовав с ответчика $787 млн.

Сейчас главный вопрос для Лахлана (почти что кривое зеркало телесаги «Наследники», частично списанной с семейства Мердоков), станут ли его сестра и брат (55-летняя Элизабет Мердок и 50-летний Джеймс) бороться за контроль над империей либо заставят его продать долю. Мердоки держат акции в двух основных частях медиаимперии: Fox Corporation и News Corp., оба пакета оцениваются в $5 млрд, а общую стоимость двух корпораций Forbes USA оценивает в $17,5 млрд.

Состоянием подобной величины разжиться было непросто, особенно с учетом склонности Руперта Мердока к заключению сделок и неуемному аппетиту к корпоративным поглощениям. «Конечно, можно сказать, что мы погрязли в слишком большом числе слияний, ― говорил предприниматель Forbes USA в 1998 году. ― Порой за возможности приходится платить высокую цену».

Тогда он с трудом пытался превратить в успешного игрока спутниковую телесеть StarTV в Индии, заплатив кучу денег за актив, которым хотели обзавестись также его основные конкуренты в лице Disney и Time Warner. Ходят слухи, что бизнесмен даже не ознакомился с бухгалтерией нового приобретения. 10 лет спустя, выложив $3 млрд за TV Guide, Daily Racing Form, Seventeen и ряд других журналов, Мердок на собственном опыте узнал, как непросто управлять отжившими свое печатными изданиями.

Хотя поглощения дали Мердоку более обширную площадку для высказываний — главным образом благодаря телесети Fox News, консервативному аналогу основанной в 1996-м CNN Теда Тернера, ― из-за сделок предпринимателю приходилось часами общаться с банковскими сотрудниками, требовавшими, чтобы он расплатился с кредитами. В конечном счете он это сделал, избавившись от подразделения по изданию журналов и продав газетный бизнес в Нью-Йорке и Чикаго.

К 1985 году газетами всемирной империи Руперта Мердока можно было заполнить целую стойку с прессой.

В этом был весь Мердок ― его постоянные сделки заводили компанию в самые разные уголки мира СМИ. Так, он дважды приобретал издание The New York Post (сначала в 1976 году, а затем снова в 1993-м). Продать газету Мердок был вынужден, потому что его бизнес нарушал федеральные законы о перекрестном владении газетами и телестанциями в одном и том же штате.

Обсуждая с Forbes USA в 1988 году свое стремление выкупить Pearson, компанию-владельца новостной и информационной службы Reuters, предприниматель рассказывал о своем видении того, как гигант в области распространения деловых данных мог бы предоставлять критически важные сведения мировыми финансовым учреждениям в электронном виде. В 2007-м это вылилось в покупку компании Dow Jones, владеющей изданиями The Wall Street Journal, Barron’s, интернет-порталом MarketWatch и другими новостными финансовыми службами. К тому же стратегия Мердока во многих смыслах послужила источником вдохновения для еще более ценной идеи, которую Майкл Блумберг, бывший партнер Salomon Brothers, впоследствии ставший мэром Нью-Йорка, воплотил в корпорации Bloomberg L.P. ― ее капитализацию Forbes USA сегодня оценивает более чем в $100 млрд.

Несмотря на то что Мердоку нелегко было управлять глобальным портфелем печатных изданий, успех на телевидении обеспечил ему еще большее влияние, чем когда-либо раньше. Став в 1985 году гражданином Соединенных Штатов (отчасти чтобы ему было позволено владеть регулируемыми телерадиовещательными активами внутри страны), Мердок тут же попал в список 400 богатейших американцев по версии Forbes USA с состоянием порядка $300 млн. На пути к вершине рейтинга он времени не терял.

Вопреки всем неудачам, в 1986 году убежденный газетный магнат заново переписал правила телеиндустрии, запустив в американский эфир первую почти за 40 лет успешную телевизионную сеть. Идея заключалась в том, что творческим (и рекламным) коллективам полюбится новая площадка для контента. «Весь наш штат делает вклад в исследовательскую деятельность сети, ― делился с Forbes USA в интервью 1987 года Барри Диллер, управленец с огромным опытом работы на телевидении, которого Мердок взял на руководящую должность в Fox Broadcasting Company. ― Нам нужна аудитория втрое меньше». Ставка полностью себя оправдала, и Fox стал каналом со множеством популярных проектов, включая мультсериал «Симпсоны» и телесериалы «Элли Макбил» и «Секретные материалы». Год спустя Мердок оказался в рейтинге 400 богатейших американцев по версии Forbes USA на 118-й строчке с состоянием $2,1 млрд.

С тех пор как медиамагнат дебютировал в списке 400 богатейших американцев по версии Forbes USA в 1985 году, его состояние выросли почти в 60 раз.

Взлет телерадиовещательной империи Мердока происходил параллельно с ростом родственного бизнеса ― киностудии 20th Century Fox, которую в 1993 году, когда ее выкупил предприниматель, американские кинематографисты называли не иначе как «бедной пятой». Всего через четыре года режиссер Джеймс Кэмерон пустил ко дну «Титаник», и эта лента стала самым кассовым фильмом в истории.

Страстью к медиа и успехом в превращении новых фирм в коммерчески выгодные предприятия Мердок обязан своей закалке в качестве газетчика. В преддверии бума доткомов в 1990-х бизнесмен открыто признал, что воспользовался советом по «новой» технологии от Джеймса, самого младшего из наследников News Corp. Лахлан впоследствии тоже хвалил брата и называл его «умным малым». Первые шаги Руперта Мердока в этом направлении обернулись неудачей: в 2005 году он приобрел социальную сеть MySpace за $600 млн, а уже несколько лет спустя продал ее менее чем за $50 млн.

Несмотря на успешный бизнес с кино- и телепроектами от 20th Century Fox, империя Мердока начала заметно отставать от влиятельных игроков типа Apple, Netflix и Amazon, поскольку IT-гиганты разобрались, как конкурировать с Голливудом и одерживать над ним победу на его же площадке.

Однако на арене старых СМИ Мердок твердо встал на ноги, когда сконцентрировался на новостном бизнесе. Канал Fox News стал для миллиардера самой важной и влиятельной площадкой ― там процветал жесткий стиль ручного управления, отражавший суть лидера, который пришел из печатных СМИ и у которого штаб-квартира находится «везде, где Руперт бывает в течение дня». В работе бизнесмен руководствовался методом «показательной порки», позволяя управленцам отходить от стратегии, но жестко наказывая их за неудачи «фатальными» последствиями.

В статье Forbes USA от 1998 года дети предпринимателя вторили громким лозунгам своего отца, не гнушаясь при этом обыкновенных сплетен. «Разумеется, будет первым среди равных, ― заявляла тогда Элизабет Мердок. ― Но мы с братьями не разлей вода. Вероятно, благодаря этому делать то, чем занимается отец, нам будет проще. Мы умеем быстро маневрировать, и у нас есть воля к успеху».

Свое первенство в подразделении Fox News отстаивал и Джеймс Мердок. «Информация ― самый ценный товар в сегодняшнем мире, и цель этой компании ― давать людям доступ к информации, ― подчеркивал он, объясняя, почему после раннего старта в собственном деле он решил вернуться к семейному бизнесу. ― Не могу представить более интересного места для работы».

Элизабет в 1990-х руководила британской Sky Group, но в 2000 году ушла из бизнеса, когда стало очевидно, что в качестве преемника отец выбрал не ее. Джеймс Мердок покинул News Corp. в 2020-м, вскоре после того как отец продал активы в сфере развлечений корпорации Disney.

Что же касается Лахлана, у него любые разговоры о продаже чего бы то ни было могли быть только разогревом перед новыми поглощениями. «Если эта компания поделится на части, то совсем скоро стараниями какого-нибудь хорошего управленца бизнес начнет разрастаться снова», ― рассказывал он Forbes USA в сиднейском офисе News Corp.

«Незаменимых нет, ― заявлял Мердок-старший всего через несколько недель, в 1998-м, во время беседы о бизнесе в сфере СМИ с Лахланом и репортером Forbes USA в собственном офисе на заднем дворе 20th Century Fox. ― Но кто именно возьмет бразды правления, сейчас не так уж и важно. Я уходить никуда не собираюсь».

Теперь же, спустя 25 лет, он в самом деле уходит на покой, а Лахлану предстоит разбираться с рядом новых угроз деловой империи. Пока сын еще может рассчитывать на помощь мудрого советника в лице отца, ни в одной истории с наследованием бизнеса при участии Мердоков не стоит ожидать одного и того же уровня преданности и контроля. Тем, кто «родился на банкете», руководствоваться голодом очень сложно. Отцовской увлеченности, политических взглядов и жажды к мировому господству нет ни у одного из наследников.

С учетом того, что, по некоторым данным, все три претендента высказывались против бывшего президента Дональда Трампа, а канал Fox News в прошлом поддерживал движение MAGA (Make America Great Again — «вернем Америке былое величие», один из политических лозунгов США, популяризированный Трампом. — Forbes), сеть может пойти на немыслимый ранее шаг и отстраниться от политики правого толка либо вообще пойти на продажу, когда Мердока-старшего не станет.

«Мне кажется, [Fox News] прекратит свое существование в нынешнем виде, ― рассказал недавно журналу Vanity Fair Майкл Вулф, давний биограф миллиардера и автор готовящейся к выходу книги «Падение: закат Fox News и династии Мердоков». ― Я думаю, что бизнес ждут кардинальные перемены: либо Джеймс возьмет над ним полный контроль и превратит во что-то новое, либо они просто его продадут. В своей текущей форме Fox существует по одной-единственной причине ― его контролирует Руперт Мердок».

И положение останется прежним, по крайней мере на какое-то время. В прощальном письме сотрудникам Мердок-старший дал понять, что увлеченность делом в нем не угасла: «Гарантирую вам, что в новом качестве я буду каждый день вовлечен в процесс выработки новых идей. Наши компании ― это сообщества, и я буду активным участником нашего коллектива. Буду со всей критичностью просматривать наши трансляции, с большим интересом читать наши газеты, сайты и книги и делиться с вами своим мнением, идеями и советами. Когда я буду посещать ваши страны и компании, меня можно будет застать в офисе после обеда в пятницу».

forbes.ru ( https://www.forbes.ru/milliardery/497126-ohota-na-lis-kak-rupert-merdok-izmenil-mediarynok-ssa-i-cto-budet-s-imperiej-fox?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D )



Огигинал новости «Охота на лис: как Руперт Мердок изменил медиарынок США и что будет с империей Fox»   -
«Tele-Sat INFO»   -