«Старт» – новая сила на телерынке. Работают в плюс, вышли в Европу, обеспечивают все 1500 матчей НХЛ в «Яндексе»

«Старт» – новая сила на телерынке. Работают в плюс, вышли в Европу, обеспечивают все 1500 матчей НХЛ в «Яндексе»

Российское спортивное ТВ постепенно превращается из монополии в конкурентную среду. Даже за счет нишевого контента и качественного продакшена можно стать важным игроком на рынке и построить прибыльный бизнес

В ноябре 2015 г. начал вещание «Матч ТВ». С тех пор принято считать, что российское спортивное телевидение – монополия «Газпром-медиа», но это не совсем так. Параллельно федеральному проекту до заметного статуса на рынке выросла компания «Старт»: она уже давно делает спортивные трансляции, которые показывают и в эфире «Матча», а за последние пару лет запустила собственный тематический телеканал и производство спортивных каналов для крупных игроков медиарынка.

Компания «Старт» в 2021 г. – это главный партнер по производству трансляций для баскетбольной Единой лиги ВТБ и чемпионатов России по волейболу, постоянный партнер Международной федерации баскетбола (ФИБА), производитель каналов «Спортивный», «Футбольный» и «Хоккейный» для оператора «Триколор», подрядчик «Яндекса», обеспечивающий трансляции всех матчей Национальной хоккейной лиги (НХЛ) на русском языке. Кроме того, в 2019 г. та же команда открыла одноименный канал «Старт», а сейчас совместно с «Ростелекомом» готовит к запуску «НХЛ ТВ».

По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка «Старта» за 2020 г. – чуть больше 170 млн руб., по этому показателю компания выросла в четыре раза за четыре года. При этом в 2016 г., когда «Старт» показал 39,8 млн руб. выручки, компания была в минусе на 1,35 млн руб., а после вышла на стабильную прибыль – в 2020 г. она достигла максимальных 13,3 млн руб.

«Старт» начался с другой НХЛ – Ночной лиги. У нее брали деньги вперед, чтобы докупить технику
Компания «Старт» существует с 2004 г., но точкой отсчета в спорте генеральный продюсер Владимир Широков считает начало 2010 г. Тогда он покинул КХЛ, где отвечал за запуск «КХЛ ТВ» и руководил маркетингом лиги, и решил сосредоточиться на спортивном продакшене. Идея запустить свой спортивный канал возникла сразу, но денег на нее найти не удалось.

В разговоре с «Ведомости. Спортом» Широков рассказывает, что на тот момент глава тематических каналов «НТВ-Плюс» Дмитрий Чуковский убедил его: свободная ниша – производство трансляций, которые могли бы выходить в эфир в том числе на ресурсах холдинга. В этом направлении проект и стал развиваться.

«Ко мне обратился спортивный директор Ночной хоккейной лиги Сергей Пилюгин, – вспоминает Широков. – Лига тогда еще называлась РЛХЛ, накануне плей-офф они захотели показывать матчи в интернете. Часть техники у нас была, но для организации прямых трансляций нужно было дооснаститься. Договорились, что возьмем 350 000 руб. предоплаты, на них докупим необходимое, а остальное получим уже по завершении. Так мы запустились в спорте, с Ночной лигой работаем до сих пор, а свой канал открыли только через 10 лет после этого».

От одной наскоро собранной примитивной передвижной телевизионной станции (ПТС) в кофрах компания «Старт» выросла до пяти больших автомобильных ПТС, трех спутниковых передающих станций и прочего оборудования, которое позволяет одновременно вести несколько крупных проектов.

Уже через пару лет «Старт» вышел на телевизионный уровень: по контракту с Федерацией гандбола России, которую тогда возглавлял бывший зампред правительства РФ Борис Алешин, стал снимать матчи внутреннего чемпионата для «НТВ-Плюса» – начав с арендованной техники, постепенно переходили на свою. А впервые трансляция от «Старта» попала на ТВ чуть раньше: канал «Спорт», часть холдинга ВГТРК, поставил в эфир запись матча мини-футбольной команды «Дина». Широков говорит, что тогда был очень горд: качество их интернет-трансляции оказалось достойным попадания на федеральный канал.

«Старт» делал трансляции в два раза дешевле Первого и ВГТРК. Теперь выгоднее всех покупают технику и выходят в Европу
Руководитель «Старта» обращает внимание, что сейчас в России ощущается нехватка телевизионной техники для трансляций базового уровня – такой, на которой за скромные деньги можно было бы снимать небольшие соревнования. Это свободная ниша, где можно построить успешный бизнес, полагает Широков.

«Старт» это направление уже не интересует, его считают пройденным этапом, в первую очередь с творческой стороны. В свое время на ТВ компания выходила, потому что в начале 2010-х скорость интернета была еще не так высока, запросов на онлайн-трансляции получали не так много. Зато в работе с ТВ-заказчиками у небольшой компании были преимущества.

«Техника позволяла нам делать трансляции телевизионного уровня в шесть–восемь камер, но, так как мы покупали ее постепенно в отличие, например, от ВГТРК или «Первого канала», нанять нас можно было примерно в два раза дешевле, это очень помогало развиваться, – уточняет Широков. – Стандартный восьмикамерный комплект для качественной телетрансляции стоит 1–3 млн евро. Конечно, мы шли к таким покупкам поэтапно. За первые два года работы, например, накопили на первую систему замедленных видеоповторов».

Он добавляет, что со временем техника стала доставаться компании на все более комфортных условиях, и приводит в пример общение с производителем видеосерверов для повторов EVS: «Старт» не мог себе позволить покупку за 300 000 евро, но один из директоров EVS по продажам – Хьюго Ламберт сам настоял на выгодной рассрочке. На вопрос, зачем ему это нужно, когда рядом в России есть «Матч ТВ» с парком более чем из 80 таких серверов, он ответил: от маленькой компании проще получить обратную связь, а это важно для развития продукта, рассказывает Широков.

Сейчас у «Старта» уже три такие системы. На особых условиях работают и с Panasonic – покупают оборудование напрямую. Японская компания использует «Старт» в том числе как консультантов: например, при разработке нового микшера приезжали изучать, как именно его используют и какие пожелания клиентов стоит учесть.

По словам Широкова, за все время существования компания ни разу не брала кредит – за исключением стандартного автомобильного лизинга, когда нужно было оборудовать машины с техникой. Второй случай, когда брали часть денег вперед на закупку техники – запуск трех каналов для «Триколора»: чтобы открыть их в течение пары месяцев, как хотел заказчик.

Параллельно «Старт» как продакшен осваивается на европейском рынке. Начав три года назад с трансляций саратовского «Автодора» в баскетбольной Лиге чемпионов для ФИБА, компания получила контракт на производство трансляций женского чемпионата Европы по баскетболу (проходил в Сербии и Латвии, «Старт» снимал матчи в Риге), а летом 2021 г. уже показывала квалификацию к Олимпиаде из Хорватии. С учетом сложной логистики прибыль от этих проектов в «Старте» не считают большой, но ценят в первую очередь сам факт внимания большой международной федерации.

«Доверие ФИБА к «Старту» значит даже больше, чем спортивные результаты: это незаметный, но важный шаг для возвращения доверия к России в целом, – говорит «Ведомости. Спорту» президент Единой лиги ВТБ Сергей Кущенко. – В то время когда влиять могут многие обстоятельства – от пандемии до дисквалификации российских олимпийских комитетов, – особенно ценно, что российская компания на международном уровне доказывает, что может работать и качественно, и креативно».

а последние пять лет оборот «Старта» вырос примерно в три раза – Широков напрямую связывает это с всплеском интереса онлайн-платформ к спортивному контенту. «Я изначально считал неправильным создание монополиста в спортивном вещании, – объясняет Широков. – Ни одна монополия долго не живет, «Матч ТВ» и пробыл им только три года. По сути, монополия перестала существовать, когда на этот рынок пришли Okko (т. е. «Сбер») и «Яндекс».

«Яндекс» приобрел права на НХЛ, а «Старт» в результате тендера стал компанией, которая принимает сигнал с матчей (их более полутора тысяч за сезон: более 1300 – только в регулярном чемпионате), организует комментарии, а также производит тематические программы. «Яндекс» получает уже готовый к показу продукт на русском языке. «В таком формате мы работаем уже третий сезон, – добавляет Широков. – И это один из скачков в оборотах компании».

«НХЛ ТВ» для «Ростелекома» уже вещает в тестовом режиме, к его старту на платформе Wink, кабельных и спутниковых сетях все готово – осталось дождаться решения последних юридических вопросов для официального запуска.

Телеканал «Старт», где собраны трансляции собственного производства, как отдельный бизнес пока работает в минус. За счет небольшой платы спутниковых и кабельных операторов, а также спонсорского контракта с букмекером Parimatch (действует с лета 2021 г.) удается отбивать менее половины расходов на его содержание.

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков не удивлен, что с таким нишевым контентом телеканал «Старт» получает от операторов и рекламодателей немного, но уверен, что такой проект может привлекать и другие рыночные деньги. «Коммерческим партнерам такой канал может быть интересен как источник узкой целевой аудитории, – подчеркивает Кусков в разговоре с «Ведомости. Спортом». – При этом, если «Старту» удастся вывести свой канал в плюс или сделать хотя бы самоокупаемым, это уже было бы серьезным успехом, учитывая, что речь идет не о дотационной, а о полностью частной истории».

В компании считают, что без своего канала не было бы проекта с «Триколором» – идея возникла по ходу переговоров о включении в пакет канала «Старт». Кроме того, «оптовое» производство экономически эффективнее: по словам Широкова, производство четырех каналов не в четыре раза дороже одного.

Телеканал «Старт» начинался с трансляций российского волейбола и Единой лиги ВТБ (примерно 400 волейбольных матчей, а также около 130 баскетбольных игр – «Матч ТВ» самостоятельно продюсирует только 25 других). Позже к ним добавили нетоповые зарубежные турниры: чемпионаты Австрии и Кореи по футболу, женскую Английскую премьер-лигу, немецкий гандбол, баскетбольную Лигу чемпионов – в основном то, что раньше в России вообще не было востребовано.

Свой канал и сотрудничество с «Триколором» – важный козырь «Старта» в переговорах с заказчиками. Время от времени срабатывает экосистема: например, трансляция Кубка мира по рукопашному бою, переговоры о которой изначально вел «Старт», заинтересовала «Триколор» – в итоге он и профинансировал показ для канала «Спортивный».

Среди ближайших планов «Старта» – организация трансляции из Дубая, где 3 декабря «Авангард» и «Ак барс» сыграют вынесенный матч КХЛ. Компания показывала и предыдущие выездные игры лиги в Европе (из Цюриха и Давоса), а теперь ведет переговоры о производстве сигнала из другой части света.

vedomostisport.ru ( https://vedomostisport.ru/around/articles/2021/11/13/895712-start--novaya-sila-na-telerinke-rabotayut-v-plyus-vishli-v-evropu-obespechivayut-vse-1500-matchei-nhl-v-yandekse?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D )



Огигинал новости ««Старт» – новая сила на телерынке. Работают в плюс, вышли в Европу, обеспечивают все 1500 матчей НХЛ в «Яндексе»»   -
«Tele-Sat INFO»   -