Цветное телевидение и два выходных: что принесли гражданам СССР ноябрьские праздники
В 1967 году по случаю 50-летия Советской власти граждане получили два ценных подарка.
В 1967 году граждане по случаю 50-летия Советской власти получили два ценных подарка. Один оценили все и сразу. Ещё бы! В стране ввели 5-дневную рабочую неделю («дали два выходных», как говорил Аркадий Райкин в известной миниатюре).
Другой подарок — цветное телевидение — непосредственно в день дарения, 7 ноября 1967-го, смогли оценить лишь единицы, купившие первые серийные цветные телевизоры «Радуга-4» и «Радуга-5» ленинградского завода имени Козицкого.
Передачи для специалистов
«А где же „Радуга“ 1, 2 и 3?» — законно спросит читатель.
Такие действительно были. В это трудно поверить, но первая экспериментальная цветная телепередача в Ленинграде состоялась ещё при Сталине, 7 ноября 1952 года, а год спустя опытное цветное вещание началось в Москве.
Сделанные в количестве 100 штук для проверки цветного телесигнала телевизоры «Радуга» в свободную продажу тогда не поступали.
Передачи велись для специалистов. В Ленинграде цветной телецентр был оборудован во Всесоюзном НИИ телевидения в Лесном — передатчик размещался в гараже, рядом построили 40-метровую вышку.
То первое советское цветное телевидение (как, кстати, и разработанное примерно в те же годы американское) было частично механическим. В телекамере и в телевизоре с помощью моторчиков синхронно вращался диск с цветными светофильтрами. Сквозь сменявшие друг друга фильтры подавался чёрно-белый видеосигнал. Зритель видел на экране то красную, то зелёную, то синюю картинки. Но поскольку сменялись они со скоростью 150 картинок в секунду — глаз воспринимал изображение как полноцветное. У этой, так называемой «последовательной» системы было множество недостатков. Во-первых, хрупкость. Вращающийся с бешеной скоростью механизм долго не жил, боялся пыли, тряски и требовал смазки. Во-вторых, ограниченный круг пользователей: синхронизации моторчика в телекамере и моторчика в телеприёмнике удавалось добиться только при условии, что и камера, и телевизор были включены в электросеть одного города!
В-третьих, полумеханическое цветное телевидение было несовместимо с уже существовавшим и вовсю развивавшимся чёрно-белым. Для каждого требовался отдельный телевизор, отдельная телекамера, наконец, отдельный телецентр.
И всё-таки это было настоящее цветное телевидение. Журнал «Радио» опубликовал даже инструкцию для будущих пользователей:
«В отличие от телевизоров, предназначенных для приёма чёрно-белого изображения, описываемый телевизор имеет вращающуюся механическую систему. Поэтому работающий телевизор во избежание поломки диска нельзя переносить, поворачивать и передвигать. Необходимо периодически производить смазку подшипников электродвигателя.
Для облегчения настройки в начале передачи будет передаваться специальная цветная испытательная таблица.
Чтобы цвета воспроизводились правильно, необходимо, вращая ручку „Установка цвета“, подобрать такое её положение, при котором пятиконечная звезда на испытательной таблице получается окрашенной в красный цвет».
В Москве опытные передачи проводились два раза в неделю: показывали спектакли, концерты и фильмы.
После примерно двух лет экспериментов, все работы над «последовательной» системой цветного телевидения были свёрнуты. Началось создание привычного нам полностью электронного цветного телевидения. Поначалу система, которую разрабатывали советские специалисты, была близка к американской NTSC. К 1956 году опытные образцы «советского NTSC» — и телекамер, и телевизоров — были готовы.
Эксклюзивные модели
Причём сделано всё это было в Ленинграде. Пионерами цветного телевидения (и механического, и электронного) были уже упомянутый ленинградский ВНИИТ, кафедра телевидения Ленинградского электротехнического института связи им. Бонч-Бруевича и КБ ленинградского завода имени Козицкого.
Если имя создателя первого серийного советского телевизора мы можем назвать однозначно — это Антон Брейтбарт, — то вот «отцов» у цветного телевидения несколько, и о вкладе каждого из них историки и специалисты отрасли продолжают спорить.
На первых этапах работами руководил начальник отделения ВНИИ телевидения профессор Виктор Крейцер. Хотя в большей мере он известен как создатель послевоенного массового советского чёрно-белого телевидения и московского телецентра. В 1950 году Виктор Крейцер получил за это Сталинскую премию первой степени. Выдающийся инженер и учёный, он происходил из музыкальной семьи: отец Виктора Крейцера — пианист Леонид Крейцер, мать — композитор Юлия Вейсберг.
Но мало было создать телекамеры и оборудование для телецентров — нужны были телевизоры. На заводе имени Козицкого ими занималась целая лаборатория в СКБ. В числе создателей первых цветных телевизоров чаще всего называют имена главного инженера завода Бориса Войцеховича, начальника телевизионного отдела Романа Британишского, начальника телевизионной лаборатории Владимира Клибсона.
Со студенческой скамьи ЛЭТИ в блокадном Ленинграде Клибсон ушёл на войну в 1942-м. Освобождал Варшаву, брал Берлин. После войны доучился и стал одним из самых талантливых молодых инженеров в сфере нарождавшегося производства телевизоров.
И если в 1947 году первая партия послевоенных телевизоров Т-1 «Ленинград» измерялась сотней экземпляров, то последовавшие за ней «Авангард», «Знамя», «Ладога» выпускались уже сотнями тысяч.
Постепенно увеличивался экран. Сначала он был размером с открытку, потом уже — с лист А4…
Помимо массовых, в Ленинграде, на заводе имени Козицкого делали и эксклюзивные модели, которые показывали на всемирной выставке в Брюсселе, в 1958 году и на советской выставке в США, в 1959-м.
Так, внушительный чёрно-белый телевизор «Симфония» имел выносной пульт управления на проводе со световой индикацией выбранной программы и встроенный стереомагнитофон.
Создатели ТВ лелеяли амбициозные планы. В 1953 году в московском кинотеатре «Эрмитаж» установили оборудование, позволявшее проецировать телевизионную картинку на большой киноэкран размером 3х4 метра. Качество было, прямо скажем, не выдающимся. Видеопроекторы и через 40 лет не отличались яркостью картинки. Тем не менее, энтузиасты телевидения в 50-е–60-е годы всерьёз говорили о создании целой сети «телевизионных кинотеатров», куда бы из единого телецентра по проводам или посредством радиорелейной связи транслировались бы фильмы, концерты, передачи. И хотя экспериментальные видеомагнитофоны уже существовали, никому не приходило в голову, что этот громоздкий, размером со шкаф аппарат можно поставить в каждом кинотеатре или ДК. Нет-нет, оборудовать видеомагнитофонами предполагалось, в лучшем случае, одну студию в областном центре, а уже из неё — раздавать картинку в десятки «телекинотеатров» на местах.
Всем этим мечтам не суждено было сбыться. «Обобществление» просмотра телевизоров на большом экране как проект не состоялось. Зато лозунг «телевизор — в каждую семью» полностью себя оправдал.
К 1970 году в СССР на 100 семей приходилось уже 52 телевизора. В массе своей ещё чёрно-белые, но уже достигшие большого технического совершенства.
Примечательно, что на встрече с покупателями в телевизионном отделе завода, состоявшейся в январе 1966 года, «гвоздём» программы были не цветные телевизоры (модель тогда планировали назвать «Спектр»), а новый серийный чёрно-белый телевизор «Вечер» — шедевр ленинградского промышленного дизайна. Плоскости экрана и зоны управления телевизором были смещены относительно друг друга, создавалось впечатление, что экран парит в воздухе. Никто тогда, за год до официального появления в стране цветного ТВ, и не представлял, что вскоре, на рубеже 1960-х–1970-х в магазинах страны сложится парадоксальная ситуация: чёрно-белые телевизоры уже перестанут массово покупать, потому что появились цветные, а цветные ещё не будут покупать — как слишком дорогостоящие (790 рублей минимум).
Вытеснение всерьёз
Вернёмся ненадолго в ноябрьские дни 1967 года.
После нескольких лет экспериментов с аналогом американской NTSC решено было от этой системы цветного ТВ отказаться(,) и внедрять советско-французскую систему SECAM. Отчасти вмешалась политика: отношения с Францией, стремившейся тогда выйти из-под американской опеки, были неплохими. Отчасти свою роль сыграло мнение учёных и практиков. Система NTSC хуже передавала сигнал на большие расстояния, плюс не очень точно отображала цвета. Даже в Америке шутили, что на двух стоящих рядом телевизорах картинки всегда будут разных оттенков.
К осени 1967 года СССР и Франция в целом закончили совместную разработку цветного ТВ. В октябре 1967 года в продажу поступили первые цветные телевизоры, а 7 ноября предстояло организовать цветную трансляцию парада и демонстрации на Красной площади в честь 50-летия Октябрьской революции.
Ответственную задачу поручили специалистам ленинградского ВНИИ телевидения. Причём достаточно поздно — до праздника оставалось меньше года. Как вспоминал на страницах журнала «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» бывший начальник лаборатории ВНИИ телевидения, кандидат наук Борис Певзнер, практически работы были начаты лишь в феврале 1967 года. Инженерам и учёным предстояло с «нуля» создать и выпустить, как минимум, в трёх экземплярах передвижные телевизионные станции (ПТС) для цветной трансляции с Красной площади.
Передвижные цветные телекамеры переделывали из экспериментальных, разработанных в Москве, мониторы на базе телевизоров «Радуга» сделал ленинградский завод им. Козицкого.
Всё оборудование смонтировали на автобусах ЛИАЗ, под конец художники из группы технического дизайна ВНИИТ нанесли на борта надписи «Цветное телевидение».
По воспоминаниям Бориса Певзнера, изначально была идея показать в цвете и торжественное собрание в Кремлёвском дворце съездов, всегда предшествовавшее параду на Красной площади. Но первые цветные телекамеры были не очень высокой чувствительности и требовали мощного освещения. От жары софитов на лицах тех, кого снимали в помещении, неизбежно выступал пот. В решении вопроса дошли до Дмитрия Фёдоровича Устинова. Тот разрешил трансляцию из зала отменить.
За несколько дней до 7 ноября автобусы цветного ТВ пригнали на Красную площадь и разместили рядом с трибунами. Один из цветных телевизоров «Радуга» соединили напрямую длинным кабелем с передвижной аппаратной и установили в техническом помещении за Мавзолеем: туда члены Политбюро во время демонстрации трудящихся по очереди незаметно спускались согреться и закусить.
Одну из телекамер поставили перед Мавзолеем, две другие — перед трибунами.
Передача прошла очень успешно. Лишь единожды по экранам пробежала рябь: когда на Красную площадь выехали танки (первые цветные принимающие трубки в телекамерах оказались слишком чувствительны к вибрации).
Когда после парада и демонстрации инженеры уже стали сворачивать антенны и собирать кабели, к их приметным автобусам подбежал взволнованный мужчина: он сообщил, что является владельцем опытного цветного телевизора, только что посмотрел трансляцию и пришёл в полный восторг…
Понадобилось около семи лет, чтобы цветное телевидение стало всерьёз вытеснять собой чёрно-белое.
В 1973-м в стране каждые 80 секунд с конвейера сходил чёрно-белый телевизор, и каждые 5 минут — цветной. А уже в 1974-м выпуск чёрно-белых телевизоров на заводе имени Козицкого полностью прекратят, перейдя на цветные.
Первые действительно массовые модели («Радуга-703», затем — суперпопулярная «Радуга-716») не были лишены недостатков. Один из блоков так сильно нагревался, что случались пожары. Вообще «у них сгорел цветной телевизор» или «у них взорвался цветной телевизор» — одна из главных страшилок, пересказываемых друг другу в 70-е годы, когда про такое не писали в газетах… Думается всё же что масштабы «бедствия» преувеличены. «Радуг» до 1985 года в общей сложности с успехом выпустили около 1,5 миллионов штук.
В телепрограмме первые цветные передачи помечались отдельно. Эта пометка (цветн.) исчезла только в 1978-м: с этого момента все передачи Центрального телевидения стали цветными.
***
Напоследок, как всегда, несколько фактов из серии «причуды истории».
Ленинградское объединение имени Козицкого ведет себя от дореволюционного завода слаботочных электротехнических приборов немецкой фирмы «Сименс и Гальске».
Учёный и предприниматель Вернер Сименс прибыл в Петербург в январе 1852 года по приглашению Николая I, чтобы внедрять в России телеграф. Бизнес процветал. Возглавлявший филиал брат Вернера Карл Сименс даже принял русское подданство. В конце XIX века интеллигентные высококвалифицированные рабочие завода «Сименс и Гальске» на Васильевском острове стали одними из первых создавать марксистские кружки. В 1893 году рабочие «Сименса» познакомились с пропагандистом «Николаем Петровичем». Рано начавшего лысеть лектора-подпольщика прозвали «Стариком». Так появилась одна из первых партийных кличек Ленина. Среди рабочих-марксистов на заводе Сименса особо выделялся «русский немец» Генрих Маттеус Фишер, по-простому его все звали «Юрием Матвеевичем».
Соратник Ленина, подпольщик Генрих Фишер будет вынужден эмигрировать в Англию, где у него родится сын Вильям, которого все мы знаем как «полковника Рудольфа Ивановича Абеля», легендарного советского разведчика, чьё настоящее имя — Вильям Генрихович Фишер.
Вклад отца Абеля-Фишера в революцию был не меньшим, чем вклад большевика Николая Козицкого, чьим именем назвали бывший завод капиталиста Сименса.
Так что, кто знает, повернись история чуть-чуть по-другому, и на первых советских цветных телевизорах «Радуга» красовалась бы надпись «Завод им. Г.М. Фишера». Но история, как известно, сослагательного наклонения не знает…
КСТАТИ:
Первый советский «механический» цветной телевизор «Радуга», а также многие другие исторические модели отечественных ТВ можно увидеть в Центральном музее связи имени А.С. Попова.
Некоторые удивительные подробности из истории объединения имени Козицкого можно найти в выпущенной в 1975 году книге Маргариты Боженковой «Голубые экраны». Несмотря на мизерный по советским меркам тираж в 6000 экз. книга циркулирует на вторичном букинистическом рынке и доступна к покупке на популярных маркетплейсах.
Фрагменты воспоминаний Бориса Певзнера публиковались в начале 2000-х в журнале «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» и доступны онлайн.
vecherka-spb.ru ( https://vecherka-spb.ru/2023/11/07/tsvetnoe-televidenie-i-dva-vikhodnikh-chto-prinesli-grazhdanam-sssr-noyabrskie-prazdniki ) |