28 ноября, 2023 (356 дней назад)
В Москве состоялась восьмая ежегодная конференция «ConTech 2023: Контент и технологии для цифрового ТВ в России». 16 ноября в отеле «Арткорт Москва Центр» собрались представители крупнейших медиахолдингов: операторы платного ТВ и онлайн-кинотеатры, производители и дистрибуторы контента, продакшн-студии, поставщики ПО и сервисов для операторов и вещателей, спутниковые операторы и операторы наземной доставки сигнала и обозреватели деловых СМИ. Участники сессий обсудили векторы развития медиаотрасли, возможности для роста телесмотрения и времени жизни абонентов по подписке, а также поделились трендами, инсайтами и прогнозами.
ConTech 2023 — единственное мероприятие в России, на котором всесторонне обсуждаются тенденции, проблемы и задачи отечественной отрасли цифрового телевидения. В этом году организаторы — TMT Conference, «Телеспутник» и TelecomDaily — провели мероприятие в офлайн-формате, участие в нем приняли более 150 экспертов. Акцент был сделан на вопросах импортозамещения оборудования и технологий, развития оригинального продакшена, защиты отрасли от киберугроз и применения искусственного интеллекта.
Генеральным партнером конференции выступил мультиплатформенный оператор «Триколор», золотым партнером стал видеосервис Wink, серебряным — Иви. Партнером сессии «Погружение в новую реальность: новые смыслы и ценности в производстве контента» выступила телекомпания «Первый ТВЧ». Также конференцию поддержали «Медиалогистика» компании MSK-IX, «Синтерра Медиа», «РуФилмс», «Стрим ЛАБС», адвокатское бюро «Бартолиус» и «НТВ-Плюс».
Импортозамещение контента и рост пиратства
Деловую программу ConTech 2023 открыла пленарная дискуссия «Индустрия цифрового ТВ в России: тренды, ресурсы, прогнозы и инсайты», модератором которой выступили генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков и корреспондент РБК Евгения Стогова. Спикерами площадки стали Дмитрий Пашутин, директор по стратегии «Национальной Медиа Группы», Александр Нечаев, заместитель генерального директора ВГТРК, Владимир Трунов, директор по работе с органами государственной власти «Триколор», Антон Володькин, генеральный директор Wink, Мурат Каблахов, директор производственно-технологического блока ГПМ РТВ (Газпром-Медиа Развлекательно телевидение), Дмитрий Карманов, генеральный директор телемагазина «Витрина ТВ».
Дмитрий Пашутин отметил, что «Национальная Медиа Группа» нарастила производство контента на 50 % за последние годы. По его мнению, крупнейшие игроки отрасли нацелились на создание оригинальных проектов, и это говорит о том, что российский зритель точно не останется без кино. Частичный уход зарубежных поставщиков фильмов и сериалов лишь дал импульс к развитию отечественного рынка.
Александр Нечаев обратил внимание на то, что уменьшение количества иностранных проектов в кинопрокате и на телевидении не сказалось негативным образом на уровне потребления контента. По крайней мере, еще никто не объявлял о банкротстве. Компании ищут выходы из ситуаций, тестируют разные экономические модели.
Владимир Трунов рассказал, что отсутствие западного контента не оказало негативного влияния на бизнес «Триколор». Наоборот, компания фиксирует рост интереса к оригинальному контенту, в том числе к телеканалам собственного производства. Тем не менее, на рынке присутствует проблема: по статистике, цикл жизни абонента в российских онлайн-кинотеатрах не превышает 6 месяцев, при этом в зарубежных сервисах он достигает двух лет.
Антон Володькин объявил о росте телесмотрения в видеосервисе Wink. По его словам, положительная динамика в его компании существенно ярче, чем у других игроков. Это связано с появлением оригинального контента, например, новых «Папиных дочек», а также с изменением спроса — зрители стали больше смотреть целевых каналов.
Мурат Каблахов считает, что основная проблема, которая стоит перед производителями контента, это пиратство. Например, различные телеграм-каналы нелегально транслируют фильмы и сериалы в хорошем качестве за донаты. С этим рынку предстоит бороться.
Дмитрий Карманов подчеркнул, что онлайн-телевидение — это новая нефть, поэтому медиахолдинги делают фокус на монетизации каналов. ГПМ РТВ (Газпром-медиа Развлекательно телевидение) активно двигается в этом направлении. Также компания планирует оптимизировать уровень трафика, который в большом количестве тратится на просмотре аудиовизуального контента.
Выпуск отечественных телевизоров: чего ждать?
В дискуссии «Брендированная потребительская электроника как драйвер развития экосистем в медиателекоме» модераторами стали главный редактор «Телеспутника» Мария Кузнецова и ее заместитель Михаил Григорьев. Спикеры площадки: Дмитрий Матросов, руководитель продуктового направления VK, Илья Мазуренко, директор по продажам устройств SberDevices, Михаил Ширкин, директор по развитию предприятия «Квант» (принадлежит «Газпром-медиа»), Юлия Кудряшова, директор департамента новых продуктов «Триколор», Антон Гуськов, директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК.
Илья Мазуренко отметил рост популярности отечественной потребительской электроники. Эксперт убежден, что она будет увеличиваться и дальше, поскольку южнокорейские вендоры одновременно с прекращением прямых поставок приостановили инвестиции в рекламу и продвижение своей продукции, что неизбежно повлияет на расклад сил на рынке.
Михаил Ширкин заявил, что после ухода западных вендоров на российский рынок зашли другие иностранные поставщики телевизоров, в том числе китайские компании. Благодаря этому рынок дистрибуции техники начал расти. По его оценкам, количество заказов увеличилось, а ретейл в целом не претерпел драматических изменений по количественным и финансовым показателям. Он подчеркнул, что «Квант» обеспечивает максимально возможную в текущих условиях локализацию производства телевизоров. А дальнейшее повышение либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.
Юлия Кудряшова ответила на вопрос о том, какие цели преследует «Триколор», продавая телевизоры под собственной маркой. Во-первых, в них предустановлен онлайн-кинотеатр, и при покупке пользователь получает годовую подписку. Таким образом оператор расширяет абонентскую базу своего видеосервиса. Во-вторых, телевизоры «Триколор» были созданы под потребности постоянной аудитории, в частности, в них предустановлено приложение, позволяющее смотреть спутниковые каналы на нескольких телевизорах одновременно, без использования дополнительных устройств. Телевизоры стали логичным продолжением линейки брендированных продуктов «Триколор», позволяющих потреблять клиентам различный контент.
Антон Гуськов оценил долю собственных торговых марок отечественных ретейлеров на рынке в 24 %, а в деньгах она ниже. Но доля будет расти и дальше, полагает он, чему способствует наличие эффективного канала продаж и возможностей продвижения у маркетплейсов.
Ожидания от экспорта и спрос на турецкий продакшн
Спикерами дискуссии «Погружение в новую реальность: новые смыслы и ценности в производстве контента» выступили Иван Гринин, заместитель генерального директора по контенту Иви, Александр Косарим, директор по контентной политике «Ростелеком»/Wink, Наталья Сидоренкова, программный директор телекомпании «Первый ТВЧ», Константин Смирнов, директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс», Алексей Козуляев, генеральный директор «РуФилмс».
Иван Гринин сообщил, что паттерн потребления кино ухудшился. Если раньше зарубежные фильмы из проката после премьеры можно было посмотреть в онлайн-кинотеатрах, то сейчас это в некоторых случаях стало невозможно. Зрители теперь меньше посещают видеосервисы, поскольку не могут увидеть там, например, фильмы «Барби» или «Оппенгеймер».
Александр Косарим обратил внимание на то, что сейчас качество контента растет, это хорошая тенденция на российском рынке. Говоря о возможностях экспорта отечественных проектов, спикер усомнился в том, что это принесет производителям большие деньги. Сериалы вряд ли будут пользоваться популярностью на иностранных площадках, а вот российская анимация уже заимела успех в некоторых государствах — ряд компаний получает весьма неплохую выручку от продаж за рубежом.
Наталья Сидоренкова отметила, что «Первый ТВЧ» наравне с конкурентами пытался вводить турецкие, китайские и корейские познавательные проекты, однако от них пришлось отказаться, поскольку российский зритель не привык к подобному продакшену. Выйти из ситуации удалось с помощью закупок контента из Франции, Германии и Испании — эти страны продолжают сотрудничать с Россией.
Константин Смирнов подметил, что в России достаточно давно наблюдается подъем интереса к турецкому и корейскому контенту со стороны зрителей. В скором времени вероятен рост и арабских телевизионных проектов, считает спикер. Он также подчеркнул, что отечественные игроки пока не научились производить контент такого же уровня, как, например, National Geographic. И проблема в том, что вместе с контентом, который нельзя заменить, уходят и зрители.
Алексей Козуляев поддержал мнение о том, что турецкий контент положительным образом повлиял на уровень телесмотрения. Например, в «РуФилмс» удалось превзойти те объемы, которые наблюдались еще до геополитических событий 2022 года. К тому же, по мнению эксперта, россияне начали проявлять интерес к китайскому кино.
Главный вызов — кибербез
На сессии «Технологические сервисы для медиарынка» модератором стал адвокат и руководитель уголовной практики АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов. В качестве спикеров были приглашены: Денис Филипишен, директор по вещательным и информационным технологиям «Триколор», Григорий Урьев, генеральный директор «Синтерра Медиа», Олег Грищенко, президент ассоциации «Ростелесеть», Максим Искорнев, руководитель проектов отдела разработки электроники «Стрим Лабс», Григорий Кузин, директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX.
Денис Филипишен поделился, что на фоне геополитических событий внешние помехи фиксировались с начала 2023 года, но с июня они многократно усилились. Для сохранения стабильного вещания в привычно высоком качестве «Триколор» реализовал масштабный план противодействиям атакам. Его результатом стал новый проект вещания на российском спутнике «Экспресс-АТ1» на 56 градусе. Главная составляющая проекта — исключительная безопасность и уникальный канальный план.
Григорий Кузин поговорил про роль киберугроз в «эволюции» доставки телеканалов. По его словам, в 2022 году уже были крупные компании, которые использовали наземную доставку сигнала, но большинство мелких игроков все же предпочитали спутниковую. В июне 2023 года их позиция изменилась — в это время происходили массированные атаки на спутниковое вещание. Сейчас прослеживается рост спроса на наземную доставку. Например, если в прошлом году прирост охвата операторов наземной доставки составил +10 %, то в этом году +30 %. При этом он уже приблизился к охвату половины всех операторов.
Олег Грищенко напомнил о том, что киберугрозы существуют и в спутниковом сегменте. Федеральным операторам справляться с ними проще, поскольку они обладают достаточными мощностями для предотвращения, например, подмен сигнала. Если же говорить про региональных операторов, то, по словам Грищенко, они тоже справляются с киберинцедентами. Это связано с тем, что пока каких-то масштабных атак на инфраструктуры региональных компаний, занимающихся вещанием, не наблюдалось.
Григорий Урьев обозначил ключевые вызовы в сфере кибербезопасности на ближайшие годы. По его мнению, сейчас вектор атак направлен на уничтожение инфраструктуры, и вопрос информационной безопасности становится ключевым для всех СМИ. При этом глобальные вызовы и активная позиция регулятора ведут к обязательному созданию структурного подразделения, отвечающего за ИБ внутри каждого СМИ. Эксперт считает, что наиболее простой способ реализовать такую трансформацию – использовать компетенции профессионалов по aaS-модели. Глобальным ответом на вопросы импортозамещения в области медиапроизводства и информационной безопасности может стать создание национальной технологической медиаплатформы, отвечающей всем вызовам времени, заключает он.
Максим Искорнев ответил на вопрос о том, могут ли отечественные производители полностью заместить иностранных поставщиков ПО и оборудования. По его словам, 100 % потребностей рынка российские компании удовлетворить пока не могут, но стараются реагировать на запросы.
Влияние ИИ на медиаиндустрию
Дискуссия «На пороге ИИ-революции: очевидные плюсы и неочевидные риски применения нейросетей в медиаиндустрии» стала финальной на конференции ConTech 2023. Модератором площадки был Иван Оселедец, д.ф. – м.н., профессор РАН, «Сколтеха» и СЕО научно-исследовательский институт искусственного интеллекта AIRI.
Экспертами выступили: Дмитрий Марков, генеральный директор MTС AI, Татьяна Стрижова, адвокат, руководитель практики интеллектуальной собственности, партнер АБ «Бартолиус», Дмитрий Осадчук, дизайн-директор Иви, Яна Чаруйская, исполнительный директор, руководитель направления расширенной реальности (XR) SberDevices, Виктория Литвинова, бренд-менеджер Skillbox, продюсер A.I.TV Script Generator и нейросериала «Сидоровы» от Skillbox и СТС, Мария Артемова, операционный директор Agenda Media Group.
Дмитрий Марков обозначил один из самых больших трендов в области нейросетей —
большое количество денег поступает на развитие медиаконтента с применением дипфейков, при этом очень мало финансов направляется на защиту от этих технологий. Соответственно, существует большая угроза мошенничества, особенно в банковском секторе.
Татьяна Стрижова подчеркнула, что общественные отношения по использованию технологий искусственного интеллекта в России только начинают развиваться, в связи с чем направления правового регулирования пока недостаточно очевидны.
Дмитрий Осадчук признался, что медиаиндустрия лишь выигрывает от развития ИИ. Например, «Иви» использует нейросети для продвижения новых сериалов и дизайна. Технологии помогают сокращать работу специалистов и прорабатывать концепции в короткие сроки. Это одна из позитивных сторон ИИ, которую нельзя игнорировать.
Яна Чаруйская напомнила, что генеративный искусственный интеллект сейчас развивается в пяти направлениях: в музыке, текстах, изображениях, видео и 3D. Во время сессии эксперт продемонстрировала результаты удачной работы нейросетей по созданию и исполнению музыки, генерации картинок и текстов. Она призналась, что ИИ пока не научился создавать видеоролики хорошего качества, но разработчики пытаются сделать так, чтобы технологии не только воспроизводили анимацию, но и создавали сюжеты, сценарии для сериалов.
Виктория Литвинова отметила, что пару лет назад большинство граждан — порядка 70 % — с недоверием относились к технологиям искусственного интеллекта, поскольку считали, что они в какой-то момент могут заменить человека. А сейчас, благодаря тому, что нейросети стали более доступными, россияне начали более лояльно относиться к ИИ. Теперь около 60 % аудитории Skillbox заинтересованы в получении специальностей по работе с искусственным интеллектом.
telesputnik.ru
ConTech 2023 — единственное мероприятие в России, на котором всесторонне обсуждаются тенденции, проблемы и задачи отечественной отрасли цифрового телевидения. В этом году организаторы — TMT Conference, «Телеспутник» и TelecomDaily — провели мероприятие в офлайн-формате, участие в нем приняли более 150 экспертов. Акцент был сделан на вопросах импортозамещения оборудования и технологий, развития оригинального продакшена, защиты отрасли от киберугроз и применения искусственного интеллекта.
Генеральным партнером конференции выступил мультиплатформенный оператор «Триколор», золотым партнером стал видеосервис Wink, серебряным — Иви. Партнером сессии «Погружение в новую реальность: новые смыслы и ценности в производстве контента» выступила телекомпания «Первый ТВЧ». Также конференцию поддержали «Медиалогистика» компании MSK-IX, «Синтерра Медиа», «РуФилмс», «Стрим ЛАБС», адвокатское бюро «Бартолиус» и «НТВ-Плюс».
Импортозамещение контента и рост пиратства
Деловую программу ConTech 2023 открыла пленарная дискуссия «Индустрия цифрового ТВ в России: тренды, ресурсы, прогнозы и инсайты», модератором которой выступили генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков и корреспондент РБК Евгения Стогова. Спикерами площадки стали Дмитрий Пашутин, директор по стратегии «Национальной Медиа Группы», Александр Нечаев, заместитель генерального директора ВГТРК, Владимир Трунов, директор по работе с органами государственной власти «Триколор», Антон Володькин, генеральный директор Wink, Мурат Каблахов, директор производственно-технологического блока ГПМ РТВ (Газпром-Медиа Развлекательно телевидение), Дмитрий Карманов, генеральный директор телемагазина «Витрина ТВ».
Дмитрий Пашутин отметил, что «Национальная Медиа Группа» нарастила производство контента на 50 % за последние годы. По его мнению, крупнейшие игроки отрасли нацелились на создание оригинальных проектов, и это говорит о том, что российский зритель точно не останется без кино. Частичный уход зарубежных поставщиков фильмов и сериалов лишь дал импульс к развитию отечественного рынка.
Александр Нечаев обратил внимание на то, что уменьшение количества иностранных проектов в кинопрокате и на телевидении не сказалось негативным образом на уровне потребления контента. По крайней мере, еще никто не объявлял о банкротстве. Компании ищут выходы из ситуаций, тестируют разные экономические модели.
Владимир Трунов рассказал, что отсутствие западного контента не оказало негативного влияния на бизнес «Триколор». Наоборот, компания фиксирует рост интереса к оригинальному контенту, в том числе к телеканалам собственного производства. Тем не менее, на рынке присутствует проблема: по статистике, цикл жизни абонента в российских онлайн-кинотеатрах не превышает 6 месяцев, при этом в зарубежных сервисах он достигает двух лет.
Антон Володькин объявил о росте телесмотрения в видеосервисе Wink. По его словам, положительная динамика в его компании существенно ярче, чем у других игроков. Это связано с появлением оригинального контента, например, новых «Папиных дочек», а также с изменением спроса — зрители стали больше смотреть целевых каналов.
Мурат Каблахов считает, что основная проблема, которая стоит перед производителями контента, это пиратство. Например, различные телеграм-каналы нелегально транслируют фильмы и сериалы в хорошем качестве за донаты. С этим рынку предстоит бороться.
Дмитрий Карманов подчеркнул, что онлайн-телевидение — это новая нефть, поэтому медиахолдинги делают фокус на монетизации каналов. ГПМ РТВ (Газпром-медиа Развлекательно телевидение) активно двигается в этом направлении. Также компания планирует оптимизировать уровень трафика, который в большом количестве тратится на просмотре аудиовизуального контента.
Выпуск отечественных телевизоров: чего ждать?
В дискуссии «Брендированная потребительская электроника как драйвер развития экосистем в медиателекоме» модераторами стали главный редактор «Телеспутника» Мария Кузнецова и ее заместитель Михаил Григорьев. Спикеры площадки: Дмитрий Матросов, руководитель продуктового направления VK, Илья Мазуренко, директор по продажам устройств SberDevices, Михаил Ширкин, директор по развитию предприятия «Квант» (принадлежит «Газпром-медиа»), Юлия Кудряшова, директор департамента новых продуктов «Триколор», Антон Гуськов, директор по связям с общественностью ассоциации РАТЭК.
Илья Мазуренко отметил рост популярности отечественной потребительской электроники. Эксперт убежден, что она будет увеличиваться и дальше, поскольку южнокорейские вендоры одновременно с прекращением прямых поставок приостановили инвестиции в рекламу и продвижение своей продукции, что неизбежно повлияет на расклад сил на рынке.
Михаил Ширкин заявил, что после ухода западных вендоров на российский рынок зашли другие иностранные поставщики телевизоров, в том числе китайские компании. Благодаря этому рынок дистрибуции техники начал расти. По его оценкам, количество заказов увеличилось, а ретейл в целом не претерпел драматических изменений по количественным и финансовым показателям. Он подчеркнул, что «Квант» обеспечивает максимально возможную в текущих условиях локализацию производства телевизоров. А дальнейшее повышение либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.
Юлия Кудряшова ответила на вопрос о том, какие цели преследует «Триколор», продавая телевизоры под собственной маркой. Во-первых, в них предустановлен онлайн-кинотеатр, и при покупке пользователь получает годовую подписку. Таким образом оператор расширяет абонентскую базу своего видеосервиса. Во-вторых, телевизоры «Триколор» были созданы под потребности постоянной аудитории, в частности, в них предустановлено приложение, позволяющее смотреть спутниковые каналы на нескольких телевизорах одновременно, без использования дополнительных устройств. Телевизоры стали логичным продолжением линейки брендированных продуктов «Триколор», позволяющих потреблять клиентам различный контент.
Антон Гуськов оценил долю собственных торговых марок отечественных ретейлеров на рынке в 24 %, а в деньгах она ниже. Но доля будет расти и дальше, полагает он, чему способствует наличие эффективного канала продаж и возможностей продвижения у маркетплейсов.
Ожидания от экспорта и спрос на турецкий продакшн
Спикерами дискуссии «Погружение в новую реальность: новые смыслы и ценности в производстве контента» выступили Иван Гринин, заместитель генерального директора по контенту Иви, Александр Косарим, директор по контентной политике «Ростелеком»/Wink, Наталья Сидоренкова, программный директор телекомпании «Первый ТВЧ», Константин Смирнов, директор департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс», Алексей Козуляев, генеральный директор «РуФилмс».
Иван Гринин сообщил, что паттерн потребления кино ухудшился. Если раньше зарубежные фильмы из проката после премьеры можно было посмотреть в онлайн-кинотеатрах, то сейчас это в некоторых случаях стало невозможно. Зрители теперь меньше посещают видеосервисы, поскольку не могут увидеть там, например, фильмы «Барби» или «Оппенгеймер».
Александр Косарим обратил внимание на то, что сейчас качество контента растет, это хорошая тенденция на российском рынке. Говоря о возможностях экспорта отечественных проектов, спикер усомнился в том, что это принесет производителям большие деньги. Сериалы вряд ли будут пользоваться популярностью на иностранных площадках, а вот российская анимация уже заимела успех в некоторых государствах — ряд компаний получает весьма неплохую выручку от продаж за рубежом.
Наталья Сидоренкова отметила, что «Первый ТВЧ» наравне с конкурентами пытался вводить турецкие, китайские и корейские познавательные проекты, однако от них пришлось отказаться, поскольку российский зритель не привык к подобному продакшену. Выйти из ситуации удалось с помощью закупок контента из Франции, Германии и Испании — эти страны продолжают сотрудничать с Россией.
Константин Смирнов подметил, что в России достаточно давно наблюдается подъем интереса к турецкому и корейскому контенту со стороны зрителей. В скором времени вероятен рост и арабских телевизионных проектов, считает спикер. Он также подчеркнул, что отечественные игроки пока не научились производить контент такого же уровня, как, например, National Geographic. И проблема в том, что вместе с контентом, который нельзя заменить, уходят и зрители.
Алексей Козуляев поддержал мнение о том, что турецкий контент положительным образом повлиял на уровень телесмотрения. Например, в «РуФилмс» удалось превзойти те объемы, которые наблюдались еще до геополитических событий 2022 года. К тому же, по мнению эксперта, россияне начали проявлять интерес к китайскому кино.
Главный вызов — кибербез
На сессии «Технологические сервисы для медиарынка» модератором стал адвокат и руководитель уголовной практики АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов. В качестве спикеров были приглашены: Денис Филипишен, директор по вещательным и информационным технологиям «Триколор», Григорий Урьев, генеральный директор «Синтерра Медиа», Олег Грищенко, президент ассоциации «Ростелесеть», Максим Искорнев, руководитель проектов отдела разработки электроники «Стрим Лабс», Григорий Кузин, директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX.
Денис Филипишен поделился, что на фоне геополитических событий внешние помехи фиксировались с начала 2023 года, но с июня они многократно усилились. Для сохранения стабильного вещания в привычно высоком качестве «Триколор» реализовал масштабный план противодействиям атакам. Его результатом стал новый проект вещания на российском спутнике «Экспресс-АТ1» на 56 градусе. Главная составляющая проекта — исключительная безопасность и уникальный канальный план.
Григорий Кузин поговорил про роль киберугроз в «эволюции» доставки телеканалов. По его словам, в 2022 году уже были крупные компании, которые использовали наземную доставку сигнала, но большинство мелких игроков все же предпочитали спутниковую. В июне 2023 года их позиция изменилась — в это время происходили массированные атаки на спутниковое вещание. Сейчас прослеживается рост спроса на наземную доставку. Например, если в прошлом году прирост охвата операторов наземной доставки составил +10 %, то в этом году +30 %. При этом он уже приблизился к охвату половины всех операторов.
Олег Грищенко напомнил о том, что киберугрозы существуют и в спутниковом сегменте. Федеральным операторам справляться с ними проще, поскольку они обладают достаточными мощностями для предотвращения, например, подмен сигнала. Если же говорить про региональных операторов, то, по словам Грищенко, они тоже справляются с киберинцедентами. Это связано с тем, что пока каких-то масштабных атак на инфраструктуры региональных компаний, занимающихся вещанием, не наблюдалось.
Григорий Урьев обозначил ключевые вызовы в сфере кибербезопасности на ближайшие годы. По его мнению, сейчас вектор атак направлен на уничтожение инфраструктуры, и вопрос информационной безопасности становится ключевым для всех СМИ. При этом глобальные вызовы и активная позиция регулятора ведут к обязательному созданию структурного подразделения, отвечающего за ИБ внутри каждого СМИ. Эксперт считает, что наиболее простой способ реализовать такую трансформацию – использовать компетенции профессионалов по aaS-модели. Глобальным ответом на вопросы импортозамещения в области медиапроизводства и информационной безопасности может стать создание национальной технологической медиаплатформы, отвечающей всем вызовам времени, заключает он.
Максим Искорнев ответил на вопрос о том, могут ли отечественные производители полностью заместить иностранных поставщиков ПО и оборудования. По его словам, 100 % потребностей рынка российские компании удовлетворить пока не могут, но стараются реагировать на запросы.
Влияние ИИ на медиаиндустрию
Дискуссия «На пороге ИИ-революции: очевидные плюсы и неочевидные риски применения нейросетей в медиаиндустрии» стала финальной на конференции ConTech 2023. Модератором площадки был Иван Оселедец, д.ф. – м.н., профессор РАН, «Сколтеха» и СЕО научно-исследовательский институт искусственного интеллекта AIRI.
Экспертами выступили: Дмитрий Марков, генеральный директор MTС AI, Татьяна Стрижова, адвокат, руководитель практики интеллектуальной собственности, партнер АБ «Бартолиус», Дмитрий Осадчук, дизайн-директор Иви, Яна Чаруйская, исполнительный директор, руководитель направления расширенной реальности (XR) SberDevices, Виктория Литвинова, бренд-менеджер Skillbox, продюсер A.I.TV Script Generator и нейросериала «Сидоровы» от Skillbox и СТС, Мария Артемова, операционный директор Agenda Media Group.
Дмитрий Марков обозначил один из самых больших трендов в области нейросетей —
большое количество денег поступает на развитие медиаконтента с применением дипфейков, при этом очень мало финансов направляется на защиту от этих технологий. Соответственно, существует большая угроза мошенничества, особенно в банковском секторе.
Татьяна Стрижова подчеркнула, что общественные отношения по использованию технологий искусственного интеллекта в России только начинают развиваться, в связи с чем направления правового регулирования пока недостаточно очевидны.
Дмитрий Осадчук признался, что медиаиндустрия лишь выигрывает от развития ИИ. Например, «Иви» использует нейросети для продвижения новых сериалов и дизайна. Технологии помогают сокращать работу специалистов и прорабатывать концепции в короткие сроки. Это одна из позитивных сторон ИИ, которую нельзя игнорировать.
Яна Чаруйская напомнила, что генеративный искусственный интеллект сейчас развивается в пяти направлениях: в музыке, текстах, изображениях, видео и 3D. Во время сессии эксперт продемонстрировала результаты удачной работы нейросетей по созданию и исполнению музыки, генерации картинок и текстов. Она призналась, что ИИ пока не научился создавать видеоролики хорошего качества, но разработчики пытаются сделать так, чтобы технологии не только воспроизводили анимацию, но и создавали сюжеты, сценарии для сериалов.
Виктория Литвинова отметила, что пару лет назад большинство граждан — порядка 70 % — с недоверием относились к технологиям искусственного интеллекта, поскольку считали, что они в какой-то момент могут заменить человека. А сейчас, благодаря тому, что нейросети стали более доступными, россияне начали более лояльно относиться к ИИ. Теперь около 60 % аудитории Skillbox заинтересованы в получении специальностей по работе с искусственным интеллектом.
telesputnik.ru