17 июня, 2023 (506 дней 13 часов назад)
Формат VHS — важнейшее явление поп-культуры 80-х и 90-х: он проделал долгий путь и превратил домашние киносеансы в одно из самых популярных развлечений. Вспоминаем интересные факты из истории видеокассет и магнитофонов.
Первые образцы видеомагнитофонов были представлены ещё в конце сороковых годов. В те времена они были далеки от совершенства: громоздкие и дорогостоящие машины расходовали огромное количество магнитной ленты, которая с большой скоростью протягивалась через неподвижные магнитные головки. Впрочем, в 1956 году компания Ampex под руководством инженера Александра Понятова предложила решение насущной проблемы: дорожки располагались не вдоль, а поперёк ленты, которая протягивалась через вращающийся диск с установленными на него магнитными головками. Таким образом удалось спроектировать механизм с гораздо более экономным расходом ленты.
Первый видеомагнитофон от компании Ampex, модель VR-1000, весил более 600 кг, а его стоимость достигала $50 тысяч. Неудивительно, что подобное решение могли позволить себе только крупные телестудии: так, в 1956 году телекомпания CBS начала использовать VR-1000 для повторной трансляции выпусков новостей. В СССР первый подобный видеомагнитофон под названием «КМЗИ-4» был выпущен в 1959 году, после чего на советском телевидении началась эпоха вещания с магнитной ленты.
Важной страницей истории видеозаписи стал дебютировавший в 1969 году формат Sony U-Matic, впервые использовавший сравнительно компактные видеокассеты с ¾-дюймовой лентой и в теории пригодный для домашнего использования. А уже в середине 70-х компания JVC представила формат VHS и видеомагнитофон HR-3300, использующий кассеты с полудюймовой магнитной лентой и наклонно-строчный способ регистрации видеосигнала. По качеству изображения VHS уступал во многом схожему формату Betamax от компании Sony, однако предлагал удачный баланс между практичностью, чёткостью картинки и длительностью записи. В результате, в битве между форматами VHS и Betamax победителем оказался VHS. Между тем, в 1982 году на основе Betamax был разработан профессиональный формат Betacam, который во многом способствовал развитию сегмента компактных телерепортажных камер.
Несмотря на то, что первые VHS-видеомагнитофоны стоили немалых денег, они с каждым днём привлекали всё больше энтузиастов. Обратили внимание на новый формат и киностудии, которые ещё в первой половине 70-х начали выпускать фильмы на кассетах. Правда, поначалу они были дорогим удовольствием и стоили на американском рынке от 60 до 90 долларов за копию. Впрочем, ситуация изменилась ближе к концу 80-х: в продаже начали появляться релизы по цене около 30 долларов за кассету. К слову, высокие цены на видеокассеты спровоцировали бурный рост пиратского рынка: нелегальные копии фильмов можно было найти по значительно более низкой цене, чем у официальных продавцов. Правда, возможность сэкономить появилась и благодаря видеопрокатам, где за символическую сумму можно было взять кассеты в аренду.
В СССР формат VHS обрёл популярность в середине восьмидесятых. В 1984 году в продаже появился видеомагнитофон «Электроника-ВМ-12», который, несмотря на высокую стоимость, стал достаточно массовым. Стремительное распространение VHS-кассет привело к тому, что 1986 году Совет Министров РСФСР подписал указ об открытии видеозалов и официальных пунктов проката. Впрочем, внушительная часть видеорынка оставалась пиратской, в том числе из-за появления подпольных видеосалонов. В начале девяностых годов многие ограничения были сняты, и рынок заполонили сравнительно недорогие импортные видеомагнитофоны и фильмы на VHS-кассетах.
Золотая эпоха VHS пришлась на 80-е и 90-е годы прошлого века и завершилась в связи со стремительным распространением цифровых видеоформатов. Последней кинокартиной, выпущенной на VHS в 2005 году, стала «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга. Что же касается VHS-видеомагнитофонов они продержались на конвейере до июля 2016 года: именно тогда был выпущен последний экземпляр от японской компании Funai.
pult.ru
Первые образцы видеомагнитофонов были представлены ещё в конце сороковых годов. В те времена они были далеки от совершенства: громоздкие и дорогостоящие машины расходовали огромное количество магнитной ленты, которая с большой скоростью протягивалась через неподвижные магнитные головки. Впрочем, в 1956 году компания Ampex под руководством инженера Александра Понятова предложила решение насущной проблемы: дорожки располагались не вдоль, а поперёк ленты, которая протягивалась через вращающийся диск с установленными на него магнитными головками. Таким образом удалось спроектировать механизм с гораздо более экономным расходом ленты.
Первый видеомагнитофон от компании Ampex, модель VR-1000, весил более 600 кг, а его стоимость достигала $50 тысяч. Неудивительно, что подобное решение могли позволить себе только крупные телестудии: так, в 1956 году телекомпания CBS начала использовать VR-1000 для повторной трансляции выпусков новостей. В СССР первый подобный видеомагнитофон под названием «КМЗИ-4» был выпущен в 1959 году, после чего на советском телевидении началась эпоха вещания с магнитной ленты.
Важной страницей истории видеозаписи стал дебютировавший в 1969 году формат Sony U-Matic, впервые использовавший сравнительно компактные видеокассеты с ¾-дюймовой лентой и в теории пригодный для домашнего использования. А уже в середине 70-х компания JVC представила формат VHS и видеомагнитофон HR-3300, использующий кассеты с полудюймовой магнитной лентой и наклонно-строчный способ регистрации видеосигнала. По качеству изображения VHS уступал во многом схожему формату Betamax от компании Sony, однако предлагал удачный баланс между практичностью, чёткостью картинки и длительностью записи. В результате, в битве между форматами VHS и Betamax победителем оказался VHS. Между тем, в 1982 году на основе Betamax был разработан профессиональный формат Betacam, который во многом способствовал развитию сегмента компактных телерепортажных камер.
Несмотря на то, что первые VHS-видеомагнитофоны стоили немалых денег, они с каждым днём привлекали всё больше энтузиастов. Обратили внимание на новый формат и киностудии, которые ещё в первой половине 70-х начали выпускать фильмы на кассетах. Правда, поначалу они были дорогим удовольствием и стоили на американском рынке от 60 до 90 долларов за копию. Впрочем, ситуация изменилась ближе к концу 80-х: в продаже начали появляться релизы по цене около 30 долларов за кассету. К слову, высокие цены на видеокассеты спровоцировали бурный рост пиратского рынка: нелегальные копии фильмов можно было найти по значительно более низкой цене, чем у официальных продавцов. Правда, возможность сэкономить появилась и благодаря видеопрокатам, где за символическую сумму можно было взять кассеты в аренду.
В СССР формат VHS обрёл популярность в середине восьмидесятых. В 1984 году в продаже появился видеомагнитофон «Электроника-ВМ-12», который, несмотря на высокую стоимость, стал достаточно массовым. Стремительное распространение VHS-кассет привело к тому, что 1986 году Совет Министров РСФСР подписал указ об открытии видеозалов и официальных пунктов проката. Впрочем, внушительная часть видеорынка оставалась пиратской, в том числе из-за появления подпольных видеосалонов. В начале девяностых годов многие ограничения были сняты, и рынок заполонили сравнительно недорогие импортные видеомагнитофоны и фильмы на VHS-кассетах.
Золотая эпоха VHS пришлась на 80-е и 90-е годы прошлого века и завершилась в связи со стремительным распространением цифровых видеоформатов. Последней кинокартиной, выпущенной на VHS в 2005 году, стала «Оправданная жестокость» Дэвида Кроненберга. Что же касается VHS-видеомагнитофонов они продержались на конвейере до июля 2016 года: именно тогда был выпущен последний экземпляр от японской компании Funai.
pult.ru
Рубрика: Технические новости |
Печать |
Разместил: Tele-Sat |