1 февраля, 2023 (638 дней 5 часов назад)
Мой приятель как-то (ещё до всего вот этого) озаботился покупкой айпада. Я спросил, зачем ему такой дорогой девайс. Он ответил: ну, чтоб дочка мультики смотрела. Мол, в машине едешь, дочка сзади, нажала – и смотрит мультики. Замечу, что на тот момент девочке было немногим более полутора лет.
И даже не то поражает, что молодой папаша покупает для этих целей планшетник в десять раз дороже того, что хватило бы под такие запросы. Понты – они и есть понты. Но главное – цель: занять ребёнка. Вроде как и родителей не отвлекает, и как бы при деле. А ещё можно развивающие программы поставить, чтобы английскому, там, учить, музыке, про музеи всякие…
Во многих семьях есть желание воспитать не счастливого и здорового малыша, а «гения с пеленок». Чаще всего это бывает тогда, когда родители сами чувствуют себя не реализовавшимися в жизни и стремятся «поднять свой статус» за счет успехов малыша. Вот и пытаются сделать всё «быстрее, выше, сильнее, лучше, чем у других», похвастать перед подружками или в соцсетях тем, что уже считает, пишет, читает и т.д.
Но не все понимают и готовы понять, что ребенок развивается в общении с мамой, а не в просмотре кадров на экране! Исследования показывают, что просто просмотр таких роликов малышами до трех лет не развивает ребенка, а даже наоборот. И даже если ребенок постарше, лет пяти-шести, посмотрел самый лучший на свете развивающий мультик, всё равно нужно его обязательно обсудить с ним.
Если, например, ребенок посмотрел фильм о деревьях жарких стран, то нужно обсудить: могли бы эти деревья вырасти в нашем дворе? Почему? А если бы мы их на зиму утеплили? Что им нужно для жизни? Чем они отличаются от тех деревьев, которые растут в нашем дворе? Можно нарисовать эти деревья, сделать про них самодельную книжку и подарить ее друзьям ребенка. В общем, увиденное должно стать толчком к новому познанию и размышлениям.
Даже если вы найдёте и поставите ребёнку кучу вроде как развивающих роликов, это не должно быть просмотром ради просмотра. Знания должны жить и использоваться в жизни. Причем использоваться не только в стандартных, но и в новых, творческих, проблемных ситуациях. Только тогда они развивают. Это один из базовых законов развивающего обучения малышей. И именно от выполнения этого закона будет зависеть успешность малыша в будущем не только в школе, но и в жизни.
Кстати, одна из причин того, что мы хотим «заткнуть» малыша просмотром видео или игр и не мешать нам, является наша спешка. Мы в жизни постоянно спешим и не успеваем, а потом и вовсе привыкаем к состоянию спешки так, что она становится нашей «внутренней природой». И совершенно неосознанно мы начинаем переносить это привычное нам состояние на воспитание и обучение наших малышей. Мы подсознательно боимся опоздать и не успеть. Поэтому мы начинаем учить буквы в год – вместо того чтобы развивать устную речь ребенка, учить его правильно говорить. Мы даем ему смотреть «умный фильм» вместо того чтобы научить строить из конструктора домики, гаражи, города, мосты и т.д., учим считать и различать цифры – вместо того чтобы рисовать. Мы показываем ребёнку картинки в компьютере с нудным голосом диктора «Это кошка. Кошка мяукает» вместо того чтобы понаблюдать за настоящей кошкой во время прогулки, увидеть ее повадки, придумать вместе с малышом загадку про нее и загадать ее бабушке.
Мы передали функции воспитания компьютеру и телевизору, а сами стараемся успеть сделать другие дела. Но всё равно опаздываем. Причём опаздываем на всю жизнь: время реального развития ребенка именно в детских видах деятельности оказывается упущенным навсегда. А если не успели заложить фундамент, который закладывается только в детских видах деятельности (игре, рисовании, лепке, конструировании, сочинении историй, инсценировании и т.д.), то всё здание воспитания раньше или позже даст трещину.
Но вот вы скажете: а когда заниматься ребёнком? Мамы торопятся выйти из декретного отпуска. Но не потому, что особо хотят работать – просто многие папы не в состоянии прокормить семью. Да что там говорить! В России большинство пап никогда и не были в состоянии содержать семью самостоятельно. Это ещё из коммунистического прошлого повелось: женщина должна работать!
Меня, например, мама бросила на няньку с двухмесячного возраста – закон требовал выхода на работу. И многие свои хвори я получил оттуда, с того самого момента, когда остался на руках чужой бабки, а потом и ясельных воспитателей.
Что говорить, родителям что тогда, что сейчас, очень трудно. И дело даже не столько в материальных вопросах. Всё-таки не возбраняется работать на нескольких работах, бить шабашки и проч. Бедненько, внапряг, но можно кое-как существовать ради здоровья и развития своего малыша, с которым рядом как можно дольше должна быть мама.
Но сколько их – мам, которые, невзирая на предоставленную государством и папами, родственниками возможность быть дольше рядом с ребёнком, на самом деле занимаются своими делами, усадив крошку за телевизор или планшет?
А между тем стоит помнить, что телевизор до трёхлетнего возраста доктора вообще не рекомендуют смотреть! Специалисты считают, что должен быть введен категорический запрет демонстрации телепродукции и видеопрограмм детям до трехлетнего возраста с целью сохранения их здоровья – как физического, так и психического. Это мнение поддерживают и многие общественные организации родителей по всему миру, призывающие не покупать видеопродукцию для детей до трех лет: малыши развиваются в общении с мамой, а не с экраном.
Чем же так опасен просмотр телепередач или видеопрограмм младенцами и детьми раннего возраста? Что происходит с малышом, когда он смотрит мультик по телевизору или «развивающий диск» на экране компьютера?
Первая причина – физиологическая. В течение первых лет жизни ребенка глаз интенсивно растет. Зрительный анализатор созревает лишь к трем – пяти годам. И поэтому в первые годы жизни малыша его зрение очень уязвимо. Для того чтобы четко увидеть изображение, зрительная система ребенка напрягается. И если такое напряжение происходит часто или длительное время, то компенсаторные возможности органа зрения уже не могут сдержать последующих нарушений. А вы знаете, какие в основном мультфильмы сейчас показывают, яркие, мелькающие, слишком быстрые не только для сознания, но и для глаза. Кажется, что это делается специально, чтобы сделать из детей инвалидов.
Кроме утомления глаз, перегружается центральная нервная система, что в дальнейшем может привести к гиперактивности ребенка, синдрому дефицита внимания, отставанию в развитии речи и другим серьезным нарушениям.
Такую опасность имеют не только просмотр видеопрограмм или мультиков в раннем возрасте, но и просмотр рекламы, особенно во время кормления. Ребенок отвлекается на мультфильм, рекламу, мелькание ярких картинок на экране, и в это время легко можно его накормить. Но этим наносится колоссальный вред уже не только зрению и нервной системе, но и пищеварительной системе малыша. Причем последствия видны не сразу, а проявляют себя через несколько лет.
Вторая причина – психологическая. Многие мультфильмы и телепередачи не рекомендуется смотреть не только малышам до трёх лет, но и старшим детям. А об эффекте 25-го кадра, когда нужная кому-то информация внедряется в подсознание, сказано уже много.
Результат всего этого – ребёнок не может долго ни на чём сосредоточиться, он постоянно отвлекается, впоследствии хуже начинает учиться, потому что учёба требует внимания, а школьник, который привык к телевизору и компьютеру, просто не может сосредоточиться надолго – даже на время урока или выполнения домашнего задания.
А ещё вы замечали, что некоторые дети просто не могут есть без телевизора или телефона? Мало того, даже если включён компьютер, дети включают ещё и телевизор.
Да что там! Я и по себе смотрю: сажусь ужинать – включаю радио или телевизор. То есть не могу есть в тишине, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Нас уже всех приучили к дробной информации, когда фильмы и передачи прерываются рекламой. И даже когда смотришь фильм с компьютера, то через какое-то время, каким бы напряжённым ни был сюжет, останавливаешь просмотр и отвлекаешься на другую информацию.
Наш мозг, даже взрослого человека, перестал воспринимать информацию как нечто целое, он делит её на фрагменты. И это взрослый. Что говорить тогда о ребёнке!
А ещё я по себе начал замечать, что меня часто раздражают наши старые фильмы – своей медлительностью, что ли. Я уже привык к боевикам, к быстро изменяющейся ситуации, к стрельбе и прочим проявлениям стремительности и краткосрочности жизни. Но если чуть-чуть себя пересилить, то уже не оторвёшься от какого-нибудь советского фильма, причём едва ли не от любого. И знаете почему?
Эта медлительность нашего старого отечественного кинематографа не случайна. После какого-либо события в фильме зрителю давалась возможность подумать, прочувствовать ситуацию, сделать собственные выводы, проанализировать, спроецировать на себя. И потому такие фильмы запоминались на всю жизнь.
Что теперь? Теперь ты смотришь боевик какой-нибудь американский во второй, в третий, в пятый раз – и тебе кажется, что в первый, потому как, кроме лиц актёров, ты особо ничего и не помнишь. Запоминать некогда.
То же самое и с мультфильмами. Мне кажется, это какая-то диверсия – пускать в наш эфир такое количество иностранной мультипликационной продукции. Эти каналы разрушают детскую психику. Опасные мультфильмы пробиваются даже на, казалось бы, совсем детский канал «Карусель». Ну, а что касается добрых советских и российских мультиков, то их крутят на некоторых каналах ранним утром, в нерейтинговое время, и то фрагментарно.
Конечно, детей нельзя лишать вообще телевизора или компьютера – нужно просто дозировать время, а после просмотра беседовать с детьми. На этапе раннего возраста можно это контролировать, ставить диски с записями тех мультфильмов, которые считаешь действительно полезными.
Но когда дети вроде бы уже немножко выросли, у них появляется время, когда они находятся в доме или квартире без родителей – по нескольку часов в день. Родители на работе или заняты подработками, приготовлением еды, уборкой и т.п. В эти часы детсадовцы и младшеклассники предоставлены сами себе. И они выбирают, конечно, не «Карусель».
И вот тут, я считаю, государство (вернее – чиновники от Минкультуры) совершает преступление. Если вам вдруг когда-нибудь станет интересно, посмотрите несколько часов эти каналы на цифровом ТВ в ряде пакетов – волосы дыбом встанут.
И что, скажете, нечего показывать? Вы знаете, даже если крутить только старые мультики вроде «Дядюшки Ау», «Осторожно: щука!», «Ну, погоди!», «Чебурашки», «Простоквашина», «Блудного попугая», «Братьев-пилотов» и других, это будут сотни, если не тысячи часов. То есть хватит вашему ребёнку на годы! А если к ним прибавить ещё «Машу и Медведя», замечательных «Богатырей», «Серого волка» и прочих (умеют же снимать!), так и вовсе не стоит беспокоиться. Вон наш «Чебурашка», при всей его спорности, побил в прокате даже «Аватара»! То есть людьми это востребовано, мы, вся страна, именно по таким фильмам соскучились!
И зарубежных прекрасных, добрых мультиков немало. Вот хоть «Шрек», «Семейка Крудс», «Рапунцель» или «Кот в сапогах». Только нужно, чтобы кто-то занимался не вредительством, а по-настоящему беспокоился о детях.
И фильмов наших прекрасных детских есть немало, только их мало показывают. Что ж, что реалии давно не те – отношения-то остались прежними, чувства, радости и огорчения – те же! В конце концов и наснимать бы за четверть века можно было столько новых детских фильмов, что хватило бы на несколько поколений! Сейчас, правда, пытаются всё это наверстать, даже вон указ президент подписал на днях, но времени понадобится ещё много!
Результат всего этого многолетнего хаоса в воспитании со стороны родителей и государства – дети чувствуют себя неприкаянными, одинокими, дичатся общества или, наоборот, влезают в дурные компании, а то и в разные опасные группы в соцсетях.
А школа вообще самоустраняется от процесса воспитания – понемножку, по чуть-чуть, оказывает только образовательные услуги. Праздники – аниматоры, поездки – экскурсоводы, классные часы – простой разбор оценок.
Но ведь это наши дети! Их надо воспитывать! Одним родителям, которые появились на свет в лихие девяностые и сами недовоспитаны, это не под силу, школе часто всё равно, а государству и тем паче. Неужели всё так плохо?
Вообще-то нет. В маленьких городах, в сёлах остались ещё настоящие педагоги, ещё сильны общинные отношения, которые позволяют коллективно воспитывать детей. Есть надежда, что хоть эти дети не будут потеряны. Они и возродят страну.
big-rostov.ru
И даже не то поражает, что молодой папаша покупает для этих целей планшетник в десять раз дороже того, что хватило бы под такие запросы. Понты – они и есть понты. Но главное – цель: занять ребёнка. Вроде как и родителей не отвлекает, и как бы при деле. А ещё можно развивающие программы поставить, чтобы английскому, там, учить, музыке, про музеи всякие…
Во многих семьях есть желание воспитать не счастливого и здорового малыша, а «гения с пеленок». Чаще всего это бывает тогда, когда родители сами чувствуют себя не реализовавшимися в жизни и стремятся «поднять свой статус» за счет успехов малыша. Вот и пытаются сделать всё «быстрее, выше, сильнее, лучше, чем у других», похвастать перед подружками или в соцсетях тем, что уже считает, пишет, читает и т.д.
Но не все понимают и готовы понять, что ребенок развивается в общении с мамой, а не в просмотре кадров на экране! Исследования показывают, что просто просмотр таких роликов малышами до трех лет не развивает ребенка, а даже наоборот. И даже если ребенок постарше, лет пяти-шести, посмотрел самый лучший на свете развивающий мультик, всё равно нужно его обязательно обсудить с ним.
Если, например, ребенок посмотрел фильм о деревьях жарких стран, то нужно обсудить: могли бы эти деревья вырасти в нашем дворе? Почему? А если бы мы их на зиму утеплили? Что им нужно для жизни? Чем они отличаются от тех деревьев, которые растут в нашем дворе? Можно нарисовать эти деревья, сделать про них самодельную книжку и подарить ее друзьям ребенка. В общем, увиденное должно стать толчком к новому познанию и размышлениям.
Даже если вы найдёте и поставите ребёнку кучу вроде как развивающих роликов, это не должно быть просмотром ради просмотра. Знания должны жить и использоваться в жизни. Причем использоваться не только в стандартных, но и в новых, творческих, проблемных ситуациях. Только тогда они развивают. Это один из базовых законов развивающего обучения малышей. И именно от выполнения этого закона будет зависеть успешность малыша в будущем не только в школе, но и в жизни.
Кстати, одна из причин того, что мы хотим «заткнуть» малыша просмотром видео или игр и не мешать нам, является наша спешка. Мы в жизни постоянно спешим и не успеваем, а потом и вовсе привыкаем к состоянию спешки так, что она становится нашей «внутренней природой». И совершенно неосознанно мы начинаем переносить это привычное нам состояние на воспитание и обучение наших малышей. Мы подсознательно боимся опоздать и не успеть. Поэтому мы начинаем учить буквы в год – вместо того чтобы развивать устную речь ребенка, учить его правильно говорить. Мы даем ему смотреть «умный фильм» вместо того чтобы научить строить из конструктора домики, гаражи, города, мосты и т.д., учим считать и различать цифры – вместо того чтобы рисовать. Мы показываем ребёнку картинки в компьютере с нудным голосом диктора «Это кошка. Кошка мяукает» вместо того чтобы понаблюдать за настоящей кошкой во время прогулки, увидеть ее повадки, придумать вместе с малышом загадку про нее и загадать ее бабушке.
Мы передали функции воспитания компьютеру и телевизору, а сами стараемся успеть сделать другие дела. Но всё равно опаздываем. Причём опаздываем на всю жизнь: время реального развития ребенка именно в детских видах деятельности оказывается упущенным навсегда. А если не успели заложить фундамент, который закладывается только в детских видах деятельности (игре, рисовании, лепке, конструировании, сочинении историй, инсценировании и т.д.), то всё здание воспитания раньше или позже даст трещину.
Но вот вы скажете: а когда заниматься ребёнком? Мамы торопятся выйти из декретного отпуска. Но не потому, что особо хотят работать – просто многие папы не в состоянии прокормить семью. Да что там говорить! В России большинство пап никогда и не были в состоянии содержать семью самостоятельно. Это ещё из коммунистического прошлого повелось: женщина должна работать!
Меня, например, мама бросила на няньку с двухмесячного возраста – закон требовал выхода на работу. И многие свои хвори я получил оттуда, с того самого момента, когда остался на руках чужой бабки, а потом и ясельных воспитателей.
Что говорить, родителям что тогда, что сейчас, очень трудно. И дело даже не столько в материальных вопросах. Всё-таки не возбраняется работать на нескольких работах, бить шабашки и проч. Бедненько, внапряг, но можно кое-как существовать ради здоровья и развития своего малыша, с которым рядом как можно дольше должна быть мама.
Но сколько их – мам, которые, невзирая на предоставленную государством и папами, родственниками возможность быть дольше рядом с ребёнком, на самом деле занимаются своими делами, усадив крошку за телевизор или планшет?
А между тем стоит помнить, что телевизор до трёхлетнего возраста доктора вообще не рекомендуют смотреть! Специалисты считают, что должен быть введен категорический запрет демонстрации телепродукции и видеопрограмм детям до трехлетнего возраста с целью сохранения их здоровья – как физического, так и психического. Это мнение поддерживают и многие общественные организации родителей по всему миру, призывающие не покупать видеопродукцию для детей до трех лет: малыши развиваются в общении с мамой, а не с экраном.
Чем же так опасен просмотр телепередач или видеопрограмм младенцами и детьми раннего возраста? Что происходит с малышом, когда он смотрит мультик по телевизору или «развивающий диск» на экране компьютера?
Первая причина – физиологическая. В течение первых лет жизни ребенка глаз интенсивно растет. Зрительный анализатор созревает лишь к трем – пяти годам. И поэтому в первые годы жизни малыша его зрение очень уязвимо. Для того чтобы четко увидеть изображение, зрительная система ребенка напрягается. И если такое напряжение происходит часто или длительное время, то компенсаторные возможности органа зрения уже не могут сдержать последующих нарушений. А вы знаете, какие в основном мультфильмы сейчас показывают, яркие, мелькающие, слишком быстрые не только для сознания, но и для глаза. Кажется, что это делается специально, чтобы сделать из детей инвалидов.
Кроме утомления глаз, перегружается центральная нервная система, что в дальнейшем может привести к гиперактивности ребенка, синдрому дефицита внимания, отставанию в развитии речи и другим серьезным нарушениям.
Такую опасность имеют не только просмотр видеопрограмм или мультиков в раннем возрасте, но и просмотр рекламы, особенно во время кормления. Ребенок отвлекается на мультфильм, рекламу, мелькание ярких картинок на экране, и в это время легко можно его накормить. Но этим наносится колоссальный вред уже не только зрению и нервной системе, но и пищеварительной системе малыша. Причем последствия видны не сразу, а проявляют себя через несколько лет.
Вторая причина – психологическая. Многие мультфильмы и телепередачи не рекомендуется смотреть не только малышам до трёх лет, но и старшим детям. А об эффекте 25-го кадра, когда нужная кому-то информация внедряется в подсознание, сказано уже много.
Результат всего этого – ребёнок не может долго ни на чём сосредоточиться, он постоянно отвлекается, впоследствии хуже начинает учиться, потому что учёба требует внимания, а школьник, который привык к телевизору и компьютеру, просто не может сосредоточиться надолго – даже на время урока или выполнения домашнего задания.
А ещё вы замечали, что некоторые дети просто не могут есть без телевизора или телефона? Мало того, даже если включён компьютер, дети включают ещё и телевизор.
Да что там! Я и по себе смотрю: сажусь ужинать – включаю радио или телевизор. То есть не могу есть в тишине, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Нас уже всех приучили к дробной информации, когда фильмы и передачи прерываются рекламой. И даже когда смотришь фильм с компьютера, то через какое-то время, каким бы напряжённым ни был сюжет, останавливаешь просмотр и отвлекаешься на другую информацию.
Наш мозг, даже взрослого человека, перестал воспринимать информацию как нечто целое, он делит её на фрагменты. И это взрослый. Что говорить тогда о ребёнке!
А ещё я по себе начал замечать, что меня часто раздражают наши старые фильмы – своей медлительностью, что ли. Я уже привык к боевикам, к быстро изменяющейся ситуации, к стрельбе и прочим проявлениям стремительности и краткосрочности жизни. Но если чуть-чуть себя пересилить, то уже не оторвёшься от какого-нибудь советского фильма, причём едва ли не от любого. И знаете почему?
Эта медлительность нашего старого отечественного кинематографа не случайна. После какого-либо события в фильме зрителю давалась возможность подумать, прочувствовать ситуацию, сделать собственные выводы, проанализировать, спроецировать на себя. И потому такие фильмы запоминались на всю жизнь.
Что теперь? Теперь ты смотришь боевик какой-нибудь американский во второй, в третий, в пятый раз – и тебе кажется, что в первый, потому как, кроме лиц актёров, ты особо ничего и не помнишь. Запоминать некогда.
То же самое и с мультфильмами. Мне кажется, это какая-то диверсия – пускать в наш эфир такое количество иностранной мультипликационной продукции. Эти каналы разрушают детскую психику. Опасные мультфильмы пробиваются даже на, казалось бы, совсем детский канал «Карусель». Ну, а что касается добрых советских и российских мультиков, то их крутят на некоторых каналах ранним утром, в нерейтинговое время, и то фрагментарно.
Конечно, детей нельзя лишать вообще телевизора или компьютера – нужно просто дозировать время, а после просмотра беседовать с детьми. На этапе раннего возраста можно это контролировать, ставить диски с записями тех мультфильмов, которые считаешь действительно полезными.
Но когда дети вроде бы уже немножко выросли, у них появляется время, когда они находятся в доме или квартире без родителей – по нескольку часов в день. Родители на работе или заняты подработками, приготовлением еды, уборкой и т.п. В эти часы детсадовцы и младшеклассники предоставлены сами себе. И они выбирают, конечно, не «Карусель».
И вот тут, я считаю, государство (вернее – чиновники от Минкультуры) совершает преступление. Если вам вдруг когда-нибудь станет интересно, посмотрите несколько часов эти каналы на цифровом ТВ в ряде пакетов – волосы дыбом встанут.
И что, скажете, нечего показывать? Вы знаете, даже если крутить только старые мультики вроде «Дядюшки Ау», «Осторожно: щука!», «Ну, погоди!», «Чебурашки», «Простоквашина», «Блудного попугая», «Братьев-пилотов» и других, это будут сотни, если не тысячи часов. То есть хватит вашему ребёнку на годы! А если к ним прибавить ещё «Машу и Медведя», замечательных «Богатырей», «Серого волка» и прочих (умеют же снимать!), так и вовсе не стоит беспокоиться. Вон наш «Чебурашка», при всей его спорности, побил в прокате даже «Аватара»! То есть людьми это востребовано, мы, вся страна, именно по таким фильмам соскучились!
И зарубежных прекрасных, добрых мультиков немало. Вот хоть «Шрек», «Семейка Крудс», «Рапунцель» или «Кот в сапогах». Только нужно, чтобы кто-то занимался не вредительством, а по-настоящему беспокоился о детях.
И фильмов наших прекрасных детских есть немало, только их мало показывают. Что ж, что реалии давно не те – отношения-то остались прежними, чувства, радости и огорчения – те же! В конце концов и наснимать бы за четверть века можно было столько новых детских фильмов, что хватило бы на несколько поколений! Сейчас, правда, пытаются всё это наверстать, даже вон указ президент подписал на днях, но времени понадобится ещё много!
Результат всего этого многолетнего хаоса в воспитании со стороны родителей и государства – дети чувствуют себя неприкаянными, одинокими, дичатся общества или, наоборот, влезают в дурные компании, а то и в разные опасные группы в соцсетях.
А школа вообще самоустраняется от процесса воспитания – понемножку, по чуть-чуть, оказывает только образовательные услуги. Праздники – аниматоры, поездки – экскурсоводы, классные часы – простой разбор оценок.
Но ведь это наши дети! Их надо воспитывать! Одним родителям, которые появились на свет в лихие девяностые и сами недовоспитаны, это не под силу, школе часто всё равно, а государству и тем паче. Неужели всё так плохо?
Вообще-то нет. В маленьких городах, в сёлах остались ещё настоящие педагоги, ещё сильны общинные отношения, которые позволяют коллективно воспитывать детей. Есть надежда, что хоть эти дети не будут потеряны. Они и возродят страну.
big-rostov.ru