8 августа, 2023 (470 дней 2 часа назад)
Сургутская телекомпания «СургутинформТВ» победила в федеральном отборе на право вещать на позиции № 22 федерального списка общедоступных и обязательных телеканалов бесплатно и для себя, и для зрителя. Если раньше смотреть новости Сургута могли только платные абоненты кабельного телевидения, то теперь это стало возможным без оплаты жителям всего региона. Телеканал «С 1» вошел в обязательный бесплатный пакет. О том, как и для чего это произошло, «СТ» рассказал генеральный директор телекомпании Игорь Ярош.
Вначале была цифра
– Думаю, для начала надо напомнить историю цифровизации телевидения, которая началась около двадцати лет назад. Ее запустили для того, чтобы в стране не было телевизионного неравенства: чтобы житель каждой глубинки мог смотреть не один-два канала, а как минимум двадцать. В том числе и социально незащищенные слои населения. Бесплатно. Для этого по всей стране была построена сеть мультиплексов.
– Что это и для чего?
– Раньше телевещание было аналоговым. Для каждого аналогового канала были отдельные передатчик и частота. Мультиплекс же в цифровом формате на одной частоте может передавать десять каналов. По стране построены две таких сети – мультиплекс 1 и мультиплекс 2 с охватом более 90 процентов жителей. Почти в каждой даже маленькой деревне был установлен передатчик, который принимает сигнал с космических спутников, в результате чего каждый житель этой деревни может смотреть бесплатно двадцать каналов. Федеральных.
В 2004 году, когда это все начиналось, на конгрессе национальной ассоциации телевещателей нам обещали, что каждый канал регионального и муниципального уровней вместо аналоговой частоты получит слот в мультиплексе. Но дальше стало понятно, что нам ничего не дадут.
– И что делать?
– Роскомнадзор и Минсвязи предложили нам поискать другие среды (варианты). На тот момент их было две: кабельные сети Сургуттелекома и Сургуттела. Что делать – непонятно. Сейчас в Сургуте уже пять операторов кабельного телевидения, охват аудитории – выше ста процентов. И у каждого оператора кабельного телевидения первые 25 каналов – бесплатные. Для всех. Можно подключиться к любому из операторов, ничего ему не платить, но 25 каналов смотреть.
– Первые двадцать, я так понимаю, это те обязательные и общедоступные из системы мультиплекс, о которой вы только что рассказали. А остальные пять?
– Телемагазины, за счет которых операторы кабельного телевидения зарабатывали дополнительные деньги.
Пришлось подвинуть
– Ну и на какой позиции в таком случае вещать местным телеканалам, если первые двадцать – это федералы, а остальные пять – коммерция для операторов?
– Мы с коллегами начали поднимать вопрос, что в каждом регионе должен быть какой-то общедоступный обязательный местный телеканал. Так началась история с двадцать первой кнопкой. Ее во всех субъектах заняли областные и окружные телеканалы, учредителями которых являются региональные органы власти. Дальше – больше. Встал вопрос о том, чтобы телеканалы с местными новостями стали тоже обязательными и общедоступными – на кнопке (позиции) № 22. Ведь именно местные реалии – основа политической жизни в стране, в том числе – избирательской активности на выборах.
– Как операторы кабельного телевидения отреагировали на это предложение?
– Не хотели отдавать, само собой. Они же лишались дополнительных средств от телемагазинов. Потому решение принималось очень долго. Но в итоге было принято – со всеми критериями отбора для местных телеканалов, которые претендуют на право стать обязательными и общедоступными. Это не конкурс, а именно отбор, который осуществляет федеральная конкурсная комиссия.
– Как этот отбор выглядит?
– Предоставляется ролик, который объясняет концепцию телеканала, недельная запись эфира, в котором должно быть не менее 75 процентов национального продукта, количество собственного контента, статистика по аудитории, если есть. Кроме того, был определен список городов – по мере убывания численности населения, телекомпании из которых могут принимать участие в этом отборе: от миллионников до городов с населением до 300 тысяч человек. Но почему-то получилось так, что Сургут комиссия пропустила, перейдя к более мелким городам. Пришлось поднимать этот вопрос отдельно.
– Что, помимо престижа, дает победа в таком отборе самой телекомпании?
– Первое – увеличивается охват аудитории за счет телезрителей, которые не платят за кабельное телевидение, а ограничиваются только обязательными бесплатными телеканалами. В сентябре-октябре мы рассчитываем увидеть новые – выросшие – цифры. Второе – сокращение производственных расходов. Эта «кнопка» бесплатна не только для зрителя, но и для вещателя. То есть нам теперь не приходится платить за услуги связи – за трансляцию нашего канала, экономия составит порядка двух миллионов рублей в год – больше половины того, что мы раньше платили операторам кабельного телевидения.
Зритель решает
– Планируете ли как-то изменить концепцию телеканала в связи с новыми вводными? Запустить новые программы, например?
– В этом нет необходимости, по крайней мере – на данный момент. Существующую систему мы создавали десятилетиями, постоянно ориентируясь на реакцию аудитории. В зимний период по статистике просмотров мы находимся на 13-15 месте в общем списке телевизионных каналов, по охвату аудитории – вообще не седьмом-восьмом. А федеральных обязательных общедоступных каналов двадцать, то есть 13-12 из них находятся уже после нас. Поэтому нас и отобрали.
– Изменится ли сетка вещания?
– Мы считаем ее оптимальной, и статистика по просмотрам это доказывает. Программировали ее очень долго и кропотливо. Есть моменты, в которые даже сложно поверить. Например, в то, что самой популярной программой станет утренний повтор вчерашних новостей в 5.30. По всем графикам местных операторов телевидения в это время у наших телеканалов наблюдается грандиозный взлет, а все федеральные телеканалы уходят в глубокую яму, иногда обгоняем «Россию». И это очень приятно: значит, зрителю Сургута важны местные новости.
stribuna.ru
Вначале была цифра
– Думаю, для начала надо напомнить историю цифровизации телевидения, которая началась около двадцати лет назад. Ее запустили для того, чтобы в стране не было телевизионного неравенства: чтобы житель каждой глубинки мог смотреть не один-два канала, а как минимум двадцать. В том числе и социально незащищенные слои населения. Бесплатно. Для этого по всей стране была построена сеть мультиплексов.
– Что это и для чего?
– Раньше телевещание было аналоговым. Для каждого аналогового канала были отдельные передатчик и частота. Мультиплекс же в цифровом формате на одной частоте может передавать десять каналов. По стране построены две таких сети – мультиплекс 1 и мультиплекс 2 с охватом более 90 процентов жителей. Почти в каждой даже маленькой деревне был установлен передатчик, который принимает сигнал с космических спутников, в результате чего каждый житель этой деревни может смотреть бесплатно двадцать каналов. Федеральных.
В 2004 году, когда это все начиналось, на конгрессе национальной ассоциации телевещателей нам обещали, что каждый канал регионального и муниципального уровней вместо аналоговой частоты получит слот в мультиплексе. Но дальше стало понятно, что нам ничего не дадут.
– И что делать?
– Роскомнадзор и Минсвязи предложили нам поискать другие среды (варианты). На тот момент их было две: кабельные сети Сургуттелекома и Сургуттела. Что делать – непонятно. Сейчас в Сургуте уже пять операторов кабельного телевидения, охват аудитории – выше ста процентов. И у каждого оператора кабельного телевидения первые 25 каналов – бесплатные. Для всех. Можно подключиться к любому из операторов, ничего ему не платить, но 25 каналов смотреть.
– Первые двадцать, я так понимаю, это те обязательные и общедоступные из системы мультиплекс, о которой вы только что рассказали. А остальные пять?
– Телемагазины, за счет которых операторы кабельного телевидения зарабатывали дополнительные деньги.
Пришлось подвинуть
– Ну и на какой позиции в таком случае вещать местным телеканалам, если первые двадцать – это федералы, а остальные пять – коммерция для операторов?
– Мы с коллегами начали поднимать вопрос, что в каждом регионе должен быть какой-то общедоступный обязательный местный телеканал. Так началась история с двадцать первой кнопкой. Ее во всех субъектах заняли областные и окружные телеканалы, учредителями которых являются региональные органы власти. Дальше – больше. Встал вопрос о том, чтобы телеканалы с местными новостями стали тоже обязательными и общедоступными – на кнопке (позиции) № 22. Ведь именно местные реалии – основа политической жизни в стране, в том числе – избирательской активности на выборах.
– Как операторы кабельного телевидения отреагировали на это предложение?
– Не хотели отдавать, само собой. Они же лишались дополнительных средств от телемагазинов. Потому решение принималось очень долго. Но в итоге было принято – со всеми критериями отбора для местных телеканалов, которые претендуют на право стать обязательными и общедоступными. Это не конкурс, а именно отбор, который осуществляет федеральная конкурсная комиссия.
– Как этот отбор выглядит?
– Предоставляется ролик, который объясняет концепцию телеканала, недельная запись эфира, в котором должно быть не менее 75 процентов национального продукта, количество собственного контента, статистика по аудитории, если есть. Кроме того, был определен список городов – по мере убывания численности населения, телекомпании из которых могут принимать участие в этом отборе: от миллионников до городов с населением до 300 тысяч человек. Но почему-то получилось так, что Сургут комиссия пропустила, перейдя к более мелким городам. Пришлось поднимать этот вопрос отдельно.
– Что, помимо престижа, дает победа в таком отборе самой телекомпании?
– Первое – увеличивается охват аудитории за счет телезрителей, которые не платят за кабельное телевидение, а ограничиваются только обязательными бесплатными телеканалами. В сентябре-октябре мы рассчитываем увидеть новые – выросшие – цифры. Второе – сокращение производственных расходов. Эта «кнопка» бесплатна не только для зрителя, но и для вещателя. То есть нам теперь не приходится платить за услуги связи – за трансляцию нашего канала, экономия составит порядка двух миллионов рублей в год – больше половины того, что мы раньше платили операторам кабельного телевидения.
Зритель решает
– Планируете ли как-то изменить концепцию телеканала в связи с новыми вводными? Запустить новые программы, например?
– В этом нет необходимости, по крайней мере – на данный момент. Существующую систему мы создавали десятилетиями, постоянно ориентируясь на реакцию аудитории. В зимний период по статистике просмотров мы находимся на 13-15 месте в общем списке телевизионных каналов, по охвату аудитории – вообще не седьмом-восьмом. А федеральных обязательных общедоступных каналов двадцать, то есть 13-12 из них находятся уже после нас. Поэтому нас и отобрали.
– Изменится ли сетка вещания?
– Мы считаем ее оптимальной, и статистика по просмотрам это доказывает. Программировали ее очень долго и кропотливо. Есть моменты, в которые даже сложно поверить. Например, в то, что самой популярной программой станет утренний повтор вчерашних новостей в 5.30. По всем графикам местных операторов телевидения в это время у наших телеканалов наблюдается грандиозный взлет, а все федеральные телеканалы уходят в глубокую яму, иногда обгоняем «Россию». И это очень приятно: значит, зрителю Сургута важны местные новости.
stribuna.ru