12 июня, 2023 (517 дней 6 часов назад)
«Из всех искусств важнейшим является кино», – сказал В.И.Лениным в беседе с Луначарским в феврале 1922 года и вряд ли кто-то поспорит с этим утверждением. Особенно в век стриминговых сервисов. Эти онлайн-платформы подбирают фильмы, сериалы и даже ТВ-каналы, подстраиваясь под интересы пользователей, а Netflix, Amazon и HBO постоянно выпускают новые шоу, не давая зрителям заскучать. И если в прошлом нам приходилось ждать очередной эпизод любимого сериала целую неделю, сегодня такой необходимости нет – новинки зачастую выходят целиком. Так, можно посмотреть целый сезон, например, «Очень странных дел» за день или два (было бы время). Стоит ли удивляться, что подобный подход привел к феномену binge watching («запойному просмотру») – практике просмотра телесериалов до 6 эпизодов за раз. Но как длительные телевизионные марафоны влияют на здоровье и почему мы так легко теряем самообладание из-за релиза нового шоу?
Фильмы в ХХ и ХХI веке
ХХ век, несмотря на войны, пандемии и катастрофы, вошел в историю как век научно-технического прогресса и инноваций. Так, в самом его начале люди часто посещали кинотеатры для просмотра абсолютно любого фильма, что показывали в то время. Такие драматические картины как «Унесенные ветром» были высоко оценены критиками а люди ходили смотреть их толпами. Ближе к концу ХХ века популярностью пользовались научно-фантастические картины, например, «Звездные войны» и «Чужие». И так как кинематограф и фильмы сильно изменились за последние десятилетия, изменился и сам опыт их просмотра.
Сегодня, вместо привычной когда-то покупки билетов в кино, практически любой фильм (за исключением новинок, да и то не всегда) можно посмотреть не выходя их дома, а точнее, не вставая с дивана. Усовершенствования, произошедшие в проекционных технологиях, привели к повышению качества изображения, а Интернет и цифровая эпоха и вовсе произвели революцию. Единственное, что осталось неизменным – наше желание смотреть фильмы, максимально вовлекаясь в происходящее на экране.
Интересно, что до того, как в руках практически каждого жителя планеты появился смартфон, немаловажным событием стало появление видеопроката а также кассет, на которые можно было записывать телепередачи. Я, например, записывала все серии «Секретных материалов» и пересматривала их бесчисленное количество раз, – прим. автора.
Еще одним нововведением современности стали телесериалы, качество которых сильно возросло за последние годы. Так, голливудские актеры, ранее присутствовавшие только в полнометражных лентах, конкурируют друг с другом за роли в сериалах. Причем последние, зачастую, оказываются намного популярнее полуторачасовых картин.
Телесериалы 1990-х и 2000-х годов
В 1990-х и 2000-х годах сериалы уступали не только полнометражным фильмам, но и развлекательным телешоу. Немаловажным являлся и сам просмотр – зрители нередко пропускали серии, смотрели по частям или просто дожидались финала. В те годы к большинству сериалов относились как к «мыльным операм», отличающимся последовательным изложением драматической сюжетной линии (как правило любовной), то есть не слишком серьезно.
Помните «Санта-Барбару»? Эта мыльная опера насчитывает больше 2000 серий (!) и транслировалась с 30 июля 1984 по 15 января 1993 гг. на телеканале NBC. В России наиболее популярными были «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и др. Отличительной чертой классических и современных мыльных опер является их рекордная продолжительность и отсутствие однозначного финала.
Интересный факт
Термин «мыльная опера» появился в 30-е годы ХХ века для обозначения драматических теле и радиопрограмм, вещание которых постоянно прерывалось на рекламу производителей мыла (Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и других).
Были, разумеется, и сериалы другого формата, например, «Секретные материалы» (1993-2018), «Клан Сопрано» (1999-2007), «Твин-Пикс» (1990-2017), «Секс в большом городе» (1998-2004) итд. Эти шоу до сих пор пользуются популярностью во всем мире. Более того, многие из них способствовали дальнейшим изменениям – в 2010-х киностудии и телекомпании сделали ставку на такие сериалы как «Ходячие мертвецы» (2010-2023), «Шерлок» (2010-2017), «Карточный домик» (2013-2018) «Аббатство Даунтон» (2010-2015) и… не прогадали.
Так, в 2011 году Netflix перекупил у HBO права на «Карточный домик» Дэвида Финчера с Кевином Спейси в главной роли. Этот шаг был смелым для начинающего стримингового сервиса. Напомним, что Netflix существует с 1997 года – тогда компания специализировалась на доставке фильмов на DVD-дисках. В 2011 году Netflix начали курировать разработку собственных шоу, что полностью изменило телевизионный формат.
Почему сегодня все смотрят сериалы?
Потоковое вещание преобразило телевидение благодаря переходу на оригинальный контент, который вовлекал и волновал зрителей (что очень важно в век тотальной цифровизации и борьбы за внимание пользователей). Действительно, зачем рисковать и позволять людям уходить через час? Стриминговые сервисы пришлись по нраву молодежи, потребляющей контент по собственному расписанию.
Эксперты отмечают, что в следующем десятилетии нас ожидает еще больше потокового контента, поскольку стриминговые сервисы ищут новые способы вовлечения зрителей. Они все меньше и меньше привязаны к традиционному телевизионному расписанию, за исключением прямых трансляций. Возможно, мы увидим, что все больше компаний экспериментируют с предложением одного телешоу на вечер вместо того, чтобы показывать его раз в неделю.
Еще одной причиной всеобщей любви к сериалам являются личные предпочтения зрителей. Любите детективы? Пожалуйста, у Netflix и HBO их сотни! Нравятся шоу о супергероях? Hulu к вашим услугам! Хотите «Секретные материалы», но основанные на чем-то реальном? Контент Amazon полностью отвечает вашим требованиям! Согласитесь, с таким подходом трудно конкурировать и это вряд ли изменится в ближайшие годы.
Словом, потоковое вещание подарило зрителям возможность искать и знакомиться с с огромным количеством различных жанров, которых раньше попросту не было. Можно даже сказать, что мы живем в своего рода «золотом веке» видеоконтента.
Почему мы смотрим сериалы «запоем»?
Так как за последние 100 лет опыт просмотра фильмов претерпел колоссальные изменения, сериалы и фильмы мы теперь смотрим «запоем», то есть не отрываясь от просмотра на протяжении шести часов и более. Исследователи отмечают, что запойный просмотр часто подпитан навязчивым желанием поглотить повествование целиком. Однако, вопреки распространенному мнению, подобное поведение (в некоторых случаях) является синонимом отсутствия самоконтроля.
Зрители все чаще проявляют поразительное самообладание, участвуя в длительных телевизионных марафонах. Этот удивительный феномен, как оказалось, может пролить свет на лежащие в его основе мотивы и психологические факторы, – отмечают исследователи.
Исследование, опубликованное в журнале „The Journal of Experimental Psychology“, ставит под сомнение запойный просмотр тв-шоу как фактор импульсивного поведения. Вопреки распространенному мнению, зрители не должны чувствовать себя виноватыми из-за того, что участвуют в сериальных марафонах.
Работа предполагает, что просмотр телепередач часто является запланированным мероприятием, когда зрители намеренно выбирают определенные типы программ для последовательного просмотра. Кроме того, они охотнее платят за возможность смотреть несколько серий одновременно и предпочитают подождать выхода всех серий (или сезонов), прежде чем приступить к просмотру.
Мы считаем, что представление о том, что шоу настолько интересно, что затягивает зрителя так, что он не может оторваться от просмотра – это еще не все. Безусловно, запойный просмотр может иметь негативные последствия, как переедание или злоупотребление алкоголем. Однако медиапотребление является более сложным процессом. Просмотр сериалов не всегда связан с нарушением самоконтроля и может быть продуманным и спланированным поведением, – пишет соавтор исследования Ума Кармаркар.
В статье также подчеркивается, что зрители склонны планировать просмотр сериалов согласно повествованию. Более того, жанр не является определяющим фактором для запойного просмотра, поскольку документальные сериалы с последовательной сюжетной линией могут быть столь же увлекательными, как и художественные.
Интересно, что полученные в ходе исследования результаты распространяются на сферу онлайн-образования, указывая, что учащиеся с большей вероятностью планируют «запойно заниматься» на последовательных курсах. Словом, авторы работы полагают, что запойный просмотр в первую очередь относится к медиа-опыту, а не к самостоятельной деятельности. При этом ситуация может сильно изменится к к концу 21-го века, хотя человечество вряд ли откажется от «черных зеркал» и удобных диванов.
hi-news.ru
Фильмы в ХХ и ХХI веке
ХХ век, несмотря на войны, пандемии и катастрофы, вошел в историю как век научно-технического прогресса и инноваций. Так, в самом его начале люди часто посещали кинотеатры для просмотра абсолютно любого фильма, что показывали в то время. Такие драматические картины как «Унесенные ветром» были высоко оценены критиками а люди ходили смотреть их толпами. Ближе к концу ХХ века популярностью пользовались научно-фантастические картины, например, «Звездные войны» и «Чужие». И так как кинематограф и фильмы сильно изменились за последние десятилетия, изменился и сам опыт их просмотра.
Сегодня, вместо привычной когда-то покупки билетов в кино, практически любой фильм (за исключением новинок, да и то не всегда) можно посмотреть не выходя их дома, а точнее, не вставая с дивана. Усовершенствования, произошедшие в проекционных технологиях, привели к повышению качества изображения, а Интернет и цифровая эпоха и вовсе произвели революцию. Единственное, что осталось неизменным – наше желание смотреть фильмы, максимально вовлекаясь в происходящее на экране.
Интересно, что до того, как в руках практически каждого жителя планеты появился смартфон, немаловажным событием стало появление видеопроката а также кассет, на которые можно было записывать телепередачи. Я, например, записывала все серии «Секретных материалов» и пересматривала их бесчисленное количество раз, – прим. автора.
Еще одним нововведением современности стали телесериалы, качество которых сильно возросло за последние годы. Так, голливудские актеры, ранее присутствовавшие только в полнометражных лентах, конкурируют друг с другом за роли в сериалах. Причем последние, зачастую, оказываются намного популярнее полуторачасовых картин.
Телесериалы 1990-х и 2000-х годов
В 1990-х и 2000-х годах сериалы уступали не только полнометражным фильмам, но и развлекательным телешоу. Немаловажным являлся и сам просмотр – зрители нередко пропускали серии, смотрели по частям или просто дожидались финала. В те годы к большинству сериалов относились как к «мыльным операм», отличающимся последовательным изложением драматической сюжетной линии (как правило любовной), то есть не слишком серьезно.
Помните «Санта-Барбару»? Эта мыльная опера насчитывает больше 2000 серий (!) и транслировалась с 30 июля 1984 по 15 января 1993 гг. на телеканале NBC. В России наиболее популярными были «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Просто Мария» и др. Отличительной чертой классических и современных мыльных опер является их рекордная продолжительность и отсутствие однозначного финала.
Интересный факт
Термин «мыльная опера» появился в 30-е годы ХХ века для обозначения драматических теле и радиопрограмм, вещание которых постоянно прерывалось на рекламу производителей мыла (Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и других).
Были, разумеется, и сериалы другого формата, например, «Секретные материалы» (1993-2018), «Клан Сопрано» (1999-2007), «Твин-Пикс» (1990-2017), «Секс в большом городе» (1998-2004) итд. Эти шоу до сих пор пользуются популярностью во всем мире. Более того, многие из них способствовали дальнейшим изменениям – в 2010-х киностудии и телекомпании сделали ставку на такие сериалы как «Ходячие мертвецы» (2010-2023), «Шерлок» (2010-2017), «Карточный домик» (2013-2018) «Аббатство Даунтон» (2010-2015) и… не прогадали.
Так, в 2011 году Netflix перекупил у HBO права на «Карточный домик» Дэвида Финчера с Кевином Спейси в главной роли. Этот шаг был смелым для начинающего стримингового сервиса. Напомним, что Netflix существует с 1997 года – тогда компания специализировалась на доставке фильмов на DVD-дисках. В 2011 году Netflix начали курировать разработку собственных шоу, что полностью изменило телевизионный формат.
Почему сегодня все смотрят сериалы?
Потоковое вещание преобразило телевидение благодаря переходу на оригинальный контент, который вовлекал и волновал зрителей (что очень важно в век тотальной цифровизации и борьбы за внимание пользователей). Действительно, зачем рисковать и позволять людям уходить через час? Стриминговые сервисы пришлись по нраву молодежи, потребляющей контент по собственному расписанию.
Эксперты отмечают, что в следующем десятилетии нас ожидает еще больше потокового контента, поскольку стриминговые сервисы ищут новые способы вовлечения зрителей. Они все меньше и меньше привязаны к традиционному телевизионному расписанию, за исключением прямых трансляций. Возможно, мы увидим, что все больше компаний экспериментируют с предложением одного телешоу на вечер вместо того, чтобы показывать его раз в неделю.
Еще одной причиной всеобщей любви к сериалам являются личные предпочтения зрителей. Любите детективы? Пожалуйста, у Netflix и HBO их сотни! Нравятся шоу о супергероях? Hulu к вашим услугам! Хотите «Секретные материалы», но основанные на чем-то реальном? Контент Amazon полностью отвечает вашим требованиям! Согласитесь, с таким подходом трудно конкурировать и это вряд ли изменится в ближайшие годы.
Словом, потоковое вещание подарило зрителям возможность искать и знакомиться с с огромным количеством различных жанров, которых раньше попросту не было. Можно даже сказать, что мы живем в своего рода «золотом веке» видеоконтента.
Почему мы смотрим сериалы «запоем»?
Так как за последние 100 лет опыт просмотра фильмов претерпел колоссальные изменения, сериалы и фильмы мы теперь смотрим «запоем», то есть не отрываясь от просмотра на протяжении шести часов и более. Исследователи отмечают, что запойный просмотр часто подпитан навязчивым желанием поглотить повествование целиком. Однако, вопреки распространенному мнению, подобное поведение (в некоторых случаях) является синонимом отсутствия самоконтроля.
Зрители все чаще проявляют поразительное самообладание, участвуя в длительных телевизионных марафонах. Этот удивительный феномен, как оказалось, может пролить свет на лежащие в его основе мотивы и психологические факторы, – отмечают исследователи.
Исследование, опубликованное в журнале „The Journal of Experimental Psychology“, ставит под сомнение запойный просмотр тв-шоу как фактор импульсивного поведения. Вопреки распространенному мнению, зрители не должны чувствовать себя виноватыми из-за того, что участвуют в сериальных марафонах.
Работа предполагает, что просмотр телепередач часто является запланированным мероприятием, когда зрители намеренно выбирают определенные типы программ для последовательного просмотра. Кроме того, они охотнее платят за возможность смотреть несколько серий одновременно и предпочитают подождать выхода всех серий (или сезонов), прежде чем приступить к просмотру.
Мы считаем, что представление о том, что шоу настолько интересно, что затягивает зрителя так, что он не может оторваться от просмотра – это еще не все. Безусловно, запойный просмотр может иметь негативные последствия, как переедание или злоупотребление алкоголем. Однако медиапотребление является более сложным процессом. Просмотр сериалов не всегда связан с нарушением самоконтроля и может быть продуманным и спланированным поведением, – пишет соавтор исследования Ума Кармаркар.
В статье также подчеркивается, что зрители склонны планировать просмотр сериалов согласно повествованию. Более того, жанр не является определяющим фактором для запойного просмотра, поскольку документальные сериалы с последовательной сюжетной линией могут быть столь же увлекательными, как и художественные.
Интересно, что полученные в ходе исследования результаты распространяются на сферу онлайн-образования, указывая, что учащиеся с большей вероятностью планируют «запойно заниматься» на последовательных курсах. Словом, авторы работы полагают, что запойный просмотр в первую очередь относится к медиа-опыту, а не к самостоятельной деятельности. При этом ситуация может сильно изменится к к концу 21-го века, хотя человечество вряд ли откажется от «черных зеркал» и удобных диванов.
hi-news.ru