18 июля, 2010 (5224 дня 12 часов назад)
Интернет
Первый и самый главный тренд сезона – это уже очевидное слияние телевидения с Интернетом, которое должно быть признано в следующем сезоне всеми федеральными каналами. Главная особенность сетевой журналистики – подача колоссальных объемов информации в емкой и оперативной форме. При совмещении с телевидением Интернет получает самую большую аудиторию, то есть массовая информация становится массово доступной. Отживают свой век дискуссионные программы с модераторами в центре. Им на смену приходят лаконичные формы с самым разнообразным содержанием, вытесняющие, в частности, и роль ведущего.
В чистом «сетевом» формате работает пока только «Инфомания», выходящая на СТС в ночное время. С начала лета доли передачи уже перевалили за 10%: так, например, 24 июня доля программы среди аудитории 18-45 (ядро Интернет-аудитории) составила 16,59%. «Инфомания», напоминающая Интернет-серфинг даже по дизайну, рассказывает об актуальных трендах в жестко структурированной форме, к которой привыкаешь после нескольких просмотров. Каждую тему (от нового технологического прорыва до пластической операции у животных) сопровождает сюжет, инфографика, мнение экспертов, а также давно не использовавшийся на большом российском ТВ жанр телеколонок. Благодаря этому приему можно услышать мнение тех людей, которых нечасто увидишь в федеральных эфирах – Юрия Сапрыкина, Михаила Фишмана, Давида Яна, Ильи Лагутенко, Павла Каплевича, Сергея Шановича и других. По сути, каждый выпуск напоминает поиск конкретной темы в Google, когда сессия выдает и мнения звезд, и цифры, и бэкграунд. Таким образом, зритель взамен рассуждениям о «проблемных ток-шоу» получает информационный концентрат, позволяющий самостоятельно определиться со своей позицией по теме.
Есть эксперименты и с компьютерной анимацией, которая изначально набрала популярность благодаря Интернету и мультфильмам голливудских студий. «Мульт личности», выходящий на Первом, адаптировал «сетевую» форму, поместив в нее ерническое содержание на темы шоу-бизнеса и политики. Впрочем, об этом еще зайдет речь. Что же касается обратного влияния, то телевидение прекрасно себя чувствует в пространстве сети. Телеканалы заводят аккаунты на видеохостингах, анонсируя или частично транслируя свою сетку. Так, уже считается нормой, что федеральный канал имеет свой аккаунт на YouTube. СТС пошел еще дальше и первым из больших каналов начал устраивать премьеры и фокус-группы прямо в блогах.
Журналистика
Ускоренная подача насыщенной информации, пришедшая из Интернета, отразилась и на программной линейке НТВ. Как это ни странно, но именно веб-культура помогла каналу, всегда славившемся своей журналисткой школой, обрести новое лицо. Журналистский ренессанс – это и есть второй тренд прошедшего телесезона.
Достигнув во второй половине нулевых вершины в чернухе, сегодня НТВ разнообразило свои темы, добавив к этому еще более оперативную подачу. Преодолев криминальное веяние «Программы максимум» и «Чистосердечного признания», НТВ вышло на документалистику нового уровня. Внимание к общественным темам и лаконичному высказыванию вернуло рейтинги «Профессии – репортер» (доля за 19 июня –14%) и журналисту Павлу Лобкову с его новой серией передач. Новые темы в лаконичной форме дали старт программе «История всероссийского обмана» и ток-шоу «НТВшники», в котором гости высказываются скорее эмоционально, чем аргументированно (здесь можно уследить влияние дискуссий на форумах и в блогах). Последний выпуск про питерцев и москвичей вышел с долей 36%. Таким образом, энергичная и сжатая форма подачи информации общественного значения начинает конкурировать с художественным сериалом «Глухарь», который идет с долей, превышающей порой 30%.
В остальном оперативная документалистика нашла себе место и на первых двух каналах. Но если «Специального корреспондента» (телеканал «Россия») тянут назад назидательные сюжеты Мамонтова и однотипные реплики гостей студии, то Парфенов с его проектами на Первом гораздо более тонко чувствует сетевую конъюнктуру. В его работы пришли анимационные вставки, текст стал еще более насыщен фактами, а монтаж стал резче. Не самая популярная тема про изобретателя телевизора «Зворыкин-Муромец» шла с долей 17,2%.
На эксперимент в области журналистики решился и СТС. «История российского шоу-бизнеса» – нечто среднее между парфеновской передачей «Намедни» и ретроспективой эстрады ельцинского периода, однако журналистский подход к теме поднял передачу о клюкве до профессионализма НТВ. В июне-июле «Шоу-бизнес» шел с долей 10,2-13%, создав серьезную конкуренцию в полуночном тайм-слоте.
Новый юмор
И третья тенденция, которая должна получить развитие в следующем сезоне, – это так называемый новый юмор. В ситуации, когда школа Петросяна перешла, наконец, в разряд отживших национальных бедствий, Comedy Club утомил анекдотами про телесный низ, а КВНщики окончательно стали заложниками ведущего, формат нового юмора был встречен положительно. «Большая разница» и «Прожекторпэрисхилтон» идут не первый сезон, но в 2010 году обе программы заняли уверенные позиции в сетке юмористических передач. И та, и другая идут с долями 26-30%. Отстает «Мульт личности»: его доля на конец июня – 16,5%. При этом доля в активный сезон доходила до 25%, что для первого сезона является прекрасным результатом.
Юмор всех трех проектов основан на контекстах, извлекаемых из шоу-бизнеса, телевидения и политики. И если шоу-бизнес – традиционное место для юморесок, то шутки с политикой тем смешнее, чем они аккуратнее и незаметнее. Такая суггестивная интонация имеет место в «Прожекторе» (обсуждение прессы) и в «Разнице» (уколы, адресованные коллегам по цеху). Судя по всему, контекстный, он же ситуативный юмор, получит развитие в текущем и 2011 годах, а шутки относительно Кремля помогут развеять миф о самоцензуре федеральных каналов.
Таким образом, от телесезона 2010-2011 надо ждать развития Интернет-атмосферы и, как следствие, емкой, оперативной и профессиональной журналистики, а также юмористических передач, интеллигентно обыгрывающих куда более близкие и узнаваемые ситуации. На данный момент эти три формата востребованы аудиторией намного больше, чем дорогостоящие шоу вроде «Ледникового периода» и сериалов про военные годы. Кстати, что касается сериалов, то «Первый» канал останется верен традиции и продолжит закупать высококачественный американский контент. Остальные каналы, вдохновленные примером «Школы», будут пробовать себя в жанре scripted reality. С докуфикшном уже экспериментирует РЕН («Черкизона»), а на ТНТ появится сериал «Деффчонки».
mk.ru
Первый и самый главный тренд сезона – это уже очевидное слияние телевидения с Интернетом, которое должно быть признано в следующем сезоне всеми федеральными каналами. Главная особенность сетевой журналистики – подача колоссальных объемов информации в емкой и оперативной форме. При совмещении с телевидением Интернет получает самую большую аудиторию, то есть массовая информация становится массово доступной. Отживают свой век дискуссионные программы с модераторами в центре. Им на смену приходят лаконичные формы с самым разнообразным содержанием, вытесняющие, в частности, и роль ведущего.
В чистом «сетевом» формате работает пока только «Инфомания», выходящая на СТС в ночное время. С начала лета доли передачи уже перевалили за 10%: так, например, 24 июня доля программы среди аудитории 18-45 (ядро Интернет-аудитории) составила 16,59%. «Инфомания», напоминающая Интернет-серфинг даже по дизайну, рассказывает об актуальных трендах в жестко структурированной форме, к которой привыкаешь после нескольких просмотров. Каждую тему (от нового технологического прорыва до пластической операции у животных) сопровождает сюжет, инфографика, мнение экспертов, а также давно не использовавшийся на большом российском ТВ жанр телеколонок. Благодаря этому приему можно услышать мнение тех людей, которых нечасто увидишь в федеральных эфирах – Юрия Сапрыкина, Михаила Фишмана, Давида Яна, Ильи Лагутенко, Павла Каплевича, Сергея Шановича и других. По сути, каждый выпуск напоминает поиск конкретной темы в Google, когда сессия выдает и мнения звезд, и цифры, и бэкграунд. Таким образом, зритель взамен рассуждениям о «проблемных ток-шоу» получает информационный концентрат, позволяющий самостоятельно определиться со своей позицией по теме.
Есть эксперименты и с компьютерной анимацией, которая изначально набрала популярность благодаря Интернету и мультфильмам голливудских студий. «Мульт личности», выходящий на Первом, адаптировал «сетевую» форму, поместив в нее ерническое содержание на темы шоу-бизнеса и политики. Впрочем, об этом еще зайдет речь. Что же касается обратного влияния, то телевидение прекрасно себя чувствует в пространстве сети. Телеканалы заводят аккаунты на видеохостингах, анонсируя или частично транслируя свою сетку. Так, уже считается нормой, что федеральный канал имеет свой аккаунт на YouTube. СТС пошел еще дальше и первым из больших каналов начал устраивать премьеры и фокус-группы прямо в блогах.
Журналистика
Ускоренная подача насыщенной информации, пришедшая из Интернета, отразилась и на программной линейке НТВ. Как это ни странно, но именно веб-культура помогла каналу, всегда славившемся своей журналисткой школой, обрести новое лицо. Журналистский ренессанс – это и есть второй тренд прошедшего телесезона.
Достигнув во второй половине нулевых вершины в чернухе, сегодня НТВ разнообразило свои темы, добавив к этому еще более оперативную подачу. Преодолев криминальное веяние «Программы максимум» и «Чистосердечного признания», НТВ вышло на документалистику нового уровня. Внимание к общественным темам и лаконичному высказыванию вернуло рейтинги «Профессии – репортер» (доля за 19 июня –14%) и журналисту Павлу Лобкову с его новой серией передач. Новые темы в лаконичной форме дали старт программе «История всероссийского обмана» и ток-шоу «НТВшники», в котором гости высказываются скорее эмоционально, чем аргументированно (здесь можно уследить влияние дискуссий на форумах и в блогах). Последний выпуск про питерцев и москвичей вышел с долей 36%. Таким образом, энергичная и сжатая форма подачи информации общественного значения начинает конкурировать с художественным сериалом «Глухарь», который идет с долей, превышающей порой 30%.
В остальном оперативная документалистика нашла себе место и на первых двух каналах. Но если «Специального корреспондента» (телеканал «Россия») тянут назад назидательные сюжеты Мамонтова и однотипные реплики гостей студии, то Парфенов с его проектами на Первом гораздо более тонко чувствует сетевую конъюнктуру. В его работы пришли анимационные вставки, текст стал еще более насыщен фактами, а монтаж стал резче. Не самая популярная тема про изобретателя телевизора «Зворыкин-Муромец» шла с долей 17,2%.
На эксперимент в области журналистики решился и СТС. «История российского шоу-бизнеса» – нечто среднее между парфеновской передачей «Намедни» и ретроспективой эстрады ельцинского периода, однако журналистский подход к теме поднял передачу о клюкве до профессионализма НТВ. В июне-июле «Шоу-бизнес» шел с долей 10,2-13%, создав серьезную конкуренцию в полуночном тайм-слоте.
Новый юмор
И третья тенденция, которая должна получить развитие в следующем сезоне, – это так называемый новый юмор. В ситуации, когда школа Петросяна перешла, наконец, в разряд отживших национальных бедствий, Comedy Club утомил анекдотами про телесный низ, а КВНщики окончательно стали заложниками ведущего, формат нового юмора был встречен положительно. «Большая разница» и «Прожекторпэрисхилтон» идут не первый сезон, но в 2010 году обе программы заняли уверенные позиции в сетке юмористических передач. И та, и другая идут с долями 26-30%. Отстает «Мульт личности»: его доля на конец июня – 16,5%. При этом доля в активный сезон доходила до 25%, что для первого сезона является прекрасным результатом.
Юмор всех трех проектов основан на контекстах, извлекаемых из шоу-бизнеса, телевидения и политики. И если шоу-бизнес – традиционное место для юморесок, то шутки с политикой тем смешнее, чем они аккуратнее и незаметнее. Такая суггестивная интонация имеет место в «Прожекторе» (обсуждение прессы) и в «Разнице» (уколы, адресованные коллегам по цеху). Судя по всему, контекстный, он же ситуативный юмор, получит развитие в текущем и 2011 годах, а шутки относительно Кремля помогут развеять миф о самоцензуре федеральных каналов.
Таким образом, от телесезона 2010-2011 надо ждать развития Интернет-атмосферы и, как следствие, емкой, оперативной и профессиональной журналистики, а также юмористических передач, интеллигентно обыгрывающих куда более близкие и узнаваемые ситуации. На данный момент эти три формата востребованы аудиторией намного больше, чем дорогостоящие шоу вроде «Ледникового периода» и сериалов про военные годы. Кстати, что касается сериалов, то «Первый» канал останется верен традиции и продолжит закупать высококачественный американский контент. Остальные каналы, вдохновленные примером «Школы», будут пробовать себя в жанре scripted reality. С докуфикшном уже экспериментирует РЕН («Черкизона»), а на ТНТ появится сериал «Деффчонки».
mk.ru