16 февраля, 2023 (642 дня 12 часов назад)
«Ни связать, ни забрать его — радио», — писал советский классик Владимир Маяковский. И по сей день, несмотря на скоростное развитие интернета и средств связи, именно с помощью радиоволн миллионы людей получают новости и пищу для размышлений, развлекаются, отдыхают, а статистика запросов «о чем говорить на радио» и «как красиво передать привет» в поисковиках зашкаливает. О настоящем и будущем отечественных радиостанций их руководители беседовали на круглом столе «Белорусское радио в современном мире» — и выяснилось, что наши радийщики более чем продвинутые и в целом идут в ногу со временем, открывая для себя все новые горизонты развития.
Генеральный продюсер Белорусского радио, исполнительный директор Ассоциации индустрии радиовещания Антон Васюкевич напомнил собравшимся о том, что радио остается одним из самых доступных средств массовой информации:
— По международным официально опубликованным отчетам (и по линии ЮНЕСКО, и по белорусской системе медиаизмерений мы это видим) радио остается одним из самых популярных, надежных и самых используемых средств массовой информации в мире. Практически все социологические исследования, которые проводились в том числе и в нашей стране, свидетельствуют о том, что огромное количество граждан пользуется радио, получает информацию по радио.
Если говорить о контенте, то на первом месте по популярности находятся новостной и музыкальный сегменты, а также прогноз погоды. Кроме того, одним из самых востребованных развивающихся направлений становятся подкасты.
— Эта форма взаимодействия с аудиторией существует не один год — можно сказать, что даже десятилетия, но вместе с тем актуальности не теряет. Более того, мы наблюдаем, что наши коллеги из информационных агентств пытаются составлять конкуренцию радио и создают свои подкасты. В связи с этим я думаю, что мы должны развивать эту форму. И до тех пор пока она будет востребована, у слушателей должен быть и выбор, и доступ к этой информации, — подытожил Антон Васюкевич.
Одним из главных событий наступившего года является выпуск знакового проекта, который объединяет на данный момент подавляющее большинство радиостанций, присутствующих в белорусском радиоэфире, — национального радиоплеера.
Он уже привлек внимание пользователей и дальше будет набирать популярность, убежден Антон Васюкевич:
— Мы (Ассоциация индустрии радиовещания) оцениваем этот проект как социальный, потому что для наших слушателей он является абсолютно бесплатным. Также одной из главных задач было отсечь радиопиратство. Многие наши радиостанции были включены в так называемые радиоагрегаторы за рубежом. Что здесь настораживает и в чем возникает вопрос: эти агрегаторы зарабатывают на радиостанциях деньги. Вклиниваются в эфир, размещают рекламные сообщения, монетизируют это. С одной стороны, вроде для радиостанции это, может быть, и неплохо, что ее слушают где‑то далеко и широко. Но мы с вами не знаем, какого характера реклама размещается в нашем эфире. Вторая важная проблема — это вопрос авторских прав. На данном этапе трансляция сигналов в радиоплеере ограничена Республикой Беларусь, и связано это исключительно с тем, что есть определенные сложности по урегулированию вопроса авторских прав с контрагентами за рубежом. Продукт должен быть чистым, открытым и абсолютно легальным, санкционированным, для того чтобы избежать ненужной конфронтации и проблем с производителями контента, с правообладателями в части музыкального материала.
ему дополнил генеральный директор ООО «Индустриальные решения» Александр Гануш:
— Преимущество национального радиоплеера в том, что проект абсолютно легален. Весь контент, который имеется в радиоплеере, облечен в форму договорных отношений как с радиостанциями, так и с Национальным центром интеллектуальной собственности. И у нас есть соответствующий договор с НЦИС. Поэтому защищаются и интересы авторов, и самих радиостанций, которые вещают на основании договоров и актов передачи прав. К сегодняшней дате мы имеем действующий сайт, мобильное приложение, которое размещено в AppStore и GooglePlay. На данный момент решается вопрос по нескольким дополнительным приложениям — для автомобилей и ряду других. На самом деле речь идет о целом комплексе мобильных приложений, чтобы слушатели могли использовать любую цифровую среду, удобную им, для прослушивания максимального количества радиостанций. На сегодняшний день в радиоплеере представлены 32 радиостанции из 42 теоретически возможных. Мы могли бы довести участие радиостанций в радиоплеере до 100 процентов, но есть технические вопросы, которые пока не могут решить некоторые региональные радиостанции.
Мы будем приветствовать любые отзывы от профессионалов и просто пользователей приложения, для того чтобы иметь возможность не стоять на месте, а корректировать национальный радиоплеер под нужды потребителей. Мы аккумулируем все эти предложения, и в очередной версии обновлений они будут учтены.
Директор радиостанции «Радиус FM» Елена Трещинская подытожила опыт Беларуси и российских коллег и отметила общие моменты в развитии радиовещания двух государств:
— Сейчас в РФ растет длительность слушания радио: охват в сутки более 50 процентов, на первом месте по прослушиванию отмечают автомобили — 63 процента. Я изучала последние данные нашего медиаизмерителя: у нас цифры чуть поменьше, но в сравнении с российским медиарынком корреляция одинакова. Сталкиваемся с одними и теми же проблемами, вызовами и угрозами. Перспектива такова, что надо работать и делать упор на молодежь. Потому что если мы их сегодня не приучим слушать радио, то завтра у них просто не будет такой привычки.
Начальник отдела по радиовещанию «Альфа Радио» издательского дома «Беларусь сегодня» Вадим Шепет призвал коллег даже с развлекательных радиостанций больше внимания уделять информационной составляющей:
— То, что сейчас делает «Альфа Радио», я бы отнес в большую сторону к национальной безопасности. Потому что мы на данном этапе проецируем информационную повестку нашего государства, делаем это при помощи аналитики, приглашенных экспертов, при помощи конвергентного проекта с газетой «СБ. Беларусь сегодня», где выходит наш материал. То есть мы на данном этапе ту информационную повестку, которая необходима нашему государству, в полной мере стараемся реализовать: четко, ежедневно, активно и оперативно. Поскольку мы выходим одновременно и на YouTube‑канале, нас смотрит аудитория из‑за рубежа, нам пишут, благодарят. Смотрят даже Соединенные Штаты, и именно посредством YouTube мы туда смогли попасть. Поэтому очень важно доносить позицию нашего государства, с нашей стороны мы делаем все возможное. Очень много у нас информационно‑аналитического контента — до 200 — 250 минут в сутки, и в основном это авторский материал. Мы сделали симбиоз: современная модная музыка и достаточно серьезный продукт, созданный, чтобы защищать наше государство от информационных атак.
Мне кажется, что мы должны быть готовы информационную составляющую каждой радиостанции как‑то усиливать, подготавливать к тем электоральным событиям, которые планируются в нашем государстве. Потому что, и Глава государства об этом не единожды говорил, нас будут пробовать на зуб.
sb.by
Генеральный продюсер Белорусского радио, исполнительный директор Ассоциации индустрии радиовещания Антон Васюкевич напомнил собравшимся о том, что радио остается одним из самых доступных средств массовой информации:
— По международным официально опубликованным отчетам (и по линии ЮНЕСКО, и по белорусской системе медиаизмерений мы это видим) радио остается одним из самых популярных, надежных и самых используемых средств массовой информации в мире. Практически все социологические исследования, которые проводились в том числе и в нашей стране, свидетельствуют о том, что огромное количество граждан пользуется радио, получает информацию по радио.
Если говорить о контенте, то на первом месте по популярности находятся новостной и музыкальный сегменты, а также прогноз погоды. Кроме того, одним из самых востребованных развивающихся направлений становятся подкасты.
— Эта форма взаимодействия с аудиторией существует не один год — можно сказать, что даже десятилетия, но вместе с тем актуальности не теряет. Более того, мы наблюдаем, что наши коллеги из информационных агентств пытаются составлять конкуренцию радио и создают свои подкасты. В связи с этим я думаю, что мы должны развивать эту форму. И до тех пор пока она будет востребована, у слушателей должен быть и выбор, и доступ к этой информации, — подытожил Антон Васюкевич.
Одним из главных событий наступившего года является выпуск знакового проекта, который объединяет на данный момент подавляющее большинство радиостанций, присутствующих в белорусском радиоэфире, — национального радиоплеера.
Он уже привлек внимание пользователей и дальше будет набирать популярность, убежден Антон Васюкевич:
— Мы (Ассоциация индустрии радиовещания) оцениваем этот проект как социальный, потому что для наших слушателей он является абсолютно бесплатным. Также одной из главных задач было отсечь радиопиратство. Многие наши радиостанции были включены в так называемые радиоагрегаторы за рубежом. Что здесь настораживает и в чем возникает вопрос: эти агрегаторы зарабатывают на радиостанциях деньги. Вклиниваются в эфир, размещают рекламные сообщения, монетизируют это. С одной стороны, вроде для радиостанции это, может быть, и неплохо, что ее слушают где‑то далеко и широко. Но мы с вами не знаем, какого характера реклама размещается в нашем эфире. Вторая важная проблема — это вопрос авторских прав. На данном этапе трансляция сигналов в радиоплеере ограничена Республикой Беларусь, и связано это исключительно с тем, что есть определенные сложности по урегулированию вопроса авторских прав с контрагентами за рубежом. Продукт должен быть чистым, открытым и абсолютно легальным, санкционированным, для того чтобы избежать ненужной конфронтации и проблем с производителями контента, с правообладателями в части музыкального материала.
ему дополнил генеральный директор ООО «Индустриальные решения» Александр Гануш:
— Преимущество национального радиоплеера в том, что проект абсолютно легален. Весь контент, который имеется в радиоплеере, облечен в форму договорных отношений как с радиостанциями, так и с Национальным центром интеллектуальной собственности. И у нас есть соответствующий договор с НЦИС. Поэтому защищаются и интересы авторов, и самих радиостанций, которые вещают на основании договоров и актов передачи прав. К сегодняшней дате мы имеем действующий сайт, мобильное приложение, которое размещено в AppStore и GooglePlay. На данный момент решается вопрос по нескольким дополнительным приложениям — для автомобилей и ряду других. На самом деле речь идет о целом комплексе мобильных приложений, чтобы слушатели могли использовать любую цифровую среду, удобную им, для прослушивания максимального количества радиостанций. На сегодняшний день в радиоплеере представлены 32 радиостанции из 42 теоретически возможных. Мы могли бы довести участие радиостанций в радиоплеере до 100 процентов, но есть технические вопросы, которые пока не могут решить некоторые региональные радиостанции.
Мы будем приветствовать любые отзывы от профессионалов и просто пользователей приложения, для того чтобы иметь возможность не стоять на месте, а корректировать национальный радиоплеер под нужды потребителей. Мы аккумулируем все эти предложения, и в очередной версии обновлений они будут учтены.
Директор радиостанции «Радиус FM» Елена Трещинская подытожила опыт Беларуси и российских коллег и отметила общие моменты в развитии радиовещания двух государств:
— Сейчас в РФ растет длительность слушания радио: охват в сутки более 50 процентов, на первом месте по прослушиванию отмечают автомобили — 63 процента. Я изучала последние данные нашего медиаизмерителя: у нас цифры чуть поменьше, но в сравнении с российским медиарынком корреляция одинакова. Сталкиваемся с одними и теми же проблемами, вызовами и угрозами. Перспектива такова, что надо работать и делать упор на молодежь. Потому что если мы их сегодня не приучим слушать радио, то завтра у них просто не будет такой привычки.
Начальник отдела по радиовещанию «Альфа Радио» издательского дома «Беларусь сегодня» Вадим Шепет призвал коллег даже с развлекательных радиостанций больше внимания уделять информационной составляющей:
— То, что сейчас делает «Альфа Радио», я бы отнес в большую сторону к национальной безопасности. Потому что мы на данном этапе проецируем информационную повестку нашего государства, делаем это при помощи аналитики, приглашенных экспертов, при помощи конвергентного проекта с газетой «СБ. Беларусь сегодня», где выходит наш материал. То есть мы на данном этапе ту информационную повестку, которая необходима нашему государству, в полной мере стараемся реализовать: четко, ежедневно, активно и оперативно. Поскольку мы выходим одновременно и на YouTube‑канале, нас смотрит аудитория из‑за рубежа, нам пишут, благодарят. Смотрят даже Соединенные Штаты, и именно посредством YouTube мы туда смогли попасть. Поэтому очень важно доносить позицию нашего государства, с нашей стороны мы делаем все возможное. Очень много у нас информационно‑аналитического контента — до 200 — 250 минут в сутки, и в основном это авторский материал. Мы сделали симбиоз: современная модная музыка и достаточно серьезный продукт, созданный, чтобы защищать наше государство от информационных атак.
Мне кажется, что мы должны быть готовы информационную составляющую каждой радиостанции как‑то усиливать, подготавливать к тем электоральным событиям, которые планируются в нашем государстве. Потому что, и Глава государства об этом не единожды говорил, нас будут пробовать на зуб.
sb.by