5 сентября, 2021 (1171 день 20 часов назад)
3а последние пару лет подкастинг проник во все сферы отечественной медиажизни. Онлайн-издания и газеты, отдельные блогеры и даже группы библиотек в социальных сетях – все они стремятся запустить свою серию подкастов и стать популярными. О том, кто развивал этот необычный аудиформат в России и почему случился скачок популярности в 2017 году – в нашем материале.
Подкасты на бобинах
Своеобразный прообраз подкастинга появился у нас ещё в 1989 году в Ростове-на-Дону. Им стал «самиздатовский» проект «Иллюзия независимого радио» журналистов Галины Пилипенко и Валерия Посиделова. «Радиопередача» подразумевалась авторами как аудиодополнение к издаваемому ими же журналу о культуре русского андеграунда «Ура Бум-Бум!».
Всего с 1989 по 1993 год вышло 4 серии передачи продолжительностью от 35 до 60 минут. Их содержание в основном было связано с музыкальной тематикой:
записи ростовских, украинских и английских андеграундных рок-групп;
интервью с Майком Науменко, Егором Летовым, Юрием Наумовым, Сергеем Фирсовым;
диалог журналиста «BBC» Олега Несторова с одесским музыкантом Яковом Качуром об эмиграции музыкантов.
В некоторых передачах встречались и элементы новостной журналистики: так, например, в выпуске №3 часть передачи была посвящена местным музыкальным событиям и хронике.
Послушать один из выпусков экспериментального подкаста можно здесь.
Эпоха гражданской войны
Подкасты в том виде, в котором мы их знаем сегодня, появились в России в 2005 году. Любопытно, что согласно мнению некоторых медиаисследователей, тогда они даже развивались одновременно с американскими и ни в чём им не уступали. Этот период развития отечественного подкастинга в первую очередь связан с деятельностью радиоведущего Василия Стрельникова, который, заметив появление специфического формата аудиопередач на Западе, решил запустить подобный проект на родине – им стал Rpod.ru.
На протяжении следующих нескольких лет данный сайт был единственным подкаст-хостингом в России. Монопольное положение, отсутствие цензуры и открытость с одной стороны позволили Rpod.ru стать очень популярным сайтом среди пользователей Рунета. С другой же стороны, без тщательной модерации техническое качество загружаемых аудиофайлов и содержательный уровень контента были невероятно низкими. Как говорил сам Василий Стрельников: «Большая часть подкастов была откровенным шлаком».
Ситуация изменилась в 2008 году, когда продюсер центра «Ройбер» Максим Спиридонов объявил о создании новой платформы для подкастинга – PodFM. В отличии от Rpod.ru, проект изначально подразумевался как коммерческий, из чего следовало более пристальное внимание к модерированию и редактированию аудиоматериалов. Также на платформе Спиридонова большой акцент делали на структурировании, поэтому PodFM уделял особое внимание рубрикам: «Подкаст недели», «Новинки», «Сегодня в эфире», «Сделано на PodFM».
С самого запуска проекта авторы не рассматривали выход в эфир с официальных радиостанций как вариант распространения медиапродукта. Причиной тому была сильная цензура в южном регионе России. Не было также и альтернативы с трансляцией на независимой площадке – такая в Ростове-на-Дону появилась лишь после распада СССР в 1992 году. Единственной возможностью распространения «Иллюзии независимого радио» стало её тиражирование на магнитофонных бобинах и кассетах и продажа по подписке вместе с выпусками журнала «Ура Бум-Бум!».
Последняя рубрика достойна отдельного упоминания. Именно с её помощью авторы проекта пытались как прорекламировать самих себя, так и создать постоянный штат наиболее талантливых подкастеров. Делалось это с помощью взаимного пиара – PodFM выводил авторов в топы на сайте, а они взамен упоминали платформу в своих выпусках. Подобная политика подкаст-хостинга привела к конфликту с Rpod.ru, где боролись с рекламой. Так, например, на сайте Василия Стрельникова неоднократно удаляли подкасты и банили тех авторов, которые открыто говорили о своем партнерстве с PodFM.
Однако ни конфликт двух подкаст-гигантов, ни попытка привлечь крупных инвесторов не смогли в тот момент популяризовать аудиоформат в России. Причиной этого стали как отсутствие качественного и дешевого интернет-соединения, так и в целом непривычность подобного формата для массового слушателя – радиопередачи и все схожие с ними аудиоявления воспринимались россиянами как нечто серьёзное и информационное, а не развлекательное.
Эпоха расцвета
Незначительные изменения в сфере подкастинга произошли в 2014 году, когда приложение «Подкасты» на iOS, выпущенное двумя годами ранее, стало доступным на всех устройствах Apple. Вследствие этого произошёл массовый приток в подкаст-сферу как технолюбителей этого бренда, так и случайных пользователей, заметивших на своих девайсах незнакомую программу. И если вторая группа людей быстро теряла интерес к необычному формату, то первая сформировала новый облик отечественной подкаст-сферы.
Основными крупными игроками отечественного рынка к 2015 году стали три подкаста:
«Beardycast»– «подкаст о технологиях, играх, фильмах, сериалах»;
«Zavtracast» – «подкаст про игры, медиа и технологии в России»;
«Отвратительные мужики» – «о кинематографе, видеоиграх, музыке и приключениях».
Все они были практически едины по своей «гиковской» тематике. Причиной тому, по словам создателя «Zavtracast», Тимура Сейфельмлюкова, стал спрос тогдашней целевой аудитории именно на подобный контент: «О подкастах в целом знали только технологические энтузиасты, то есть люди, которые знали, как работают технологии, как работает интернет, знали, что такое RSS-лента. И эти люди нашли новомодный, необычный формат, через который могли рассказать что-то таким же технологическим энтузиастам».
Но поистине кардинальные изменения в интересе публики к подкастам смогли вызвать лишь аудиопередачи издания Meduza (внесено в реестр СМИ-иноагентов) в 2017 году. Удачное стечение обстоятельств – повсеместное внедрение 3G-интернета и распространение смартфонов, растущий успех подкастов на Западе, талантливый аудиоотдел самого издания, которое также имело славу новаторского среди российской молодёжи – всё это сыграло на руку для Meduza (внесено в реестр СМИ-иноагентов), которая начала с коротких новостных подкастов «Текст недели» (чтение авторами собственных лонгридов) и «Медуза в курсе» (дайджест главных событий за неделю). Спустя полгода подкасты издания послушали 400 000 раз – небывалые ранее цифры для этого формата в России.
Дальнейшие же события, вплоть до сегодняшнего дня, на рынке подкастинга сопровождаются стабильным ростом как интереса аудитории, так и числа аудиопередач в целом. Как сказал Максим Спиридонов, «Ранние времена, до возникновения PodFM, можно назвать каменным веком подкастинга. Потом была Античность 2008–2012 года, когда все ждали бума, а я прогнозировал финансовый успех. Дальше было Средневековье, упадок, до 2017 года. Сейчас же у нас Ренессанс, Возрождение».
lenizdat.ru
Подкасты на бобинах
Своеобразный прообраз подкастинга появился у нас ещё в 1989 году в Ростове-на-Дону. Им стал «самиздатовский» проект «Иллюзия независимого радио» журналистов Галины Пилипенко и Валерия Посиделова. «Радиопередача» подразумевалась авторами как аудиодополнение к издаваемому ими же журналу о культуре русского андеграунда «Ура Бум-Бум!».
Всего с 1989 по 1993 год вышло 4 серии передачи продолжительностью от 35 до 60 минут. Их содержание в основном было связано с музыкальной тематикой:
записи ростовских, украинских и английских андеграундных рок-групп;
интервью с Майком Науменко, Егором Летовым, Юрием Наумовым, Сергеем Фирсовым;
диалог журналиста «BBC» Олега Несторова с одесским музыкантом Яковом Качуром об эмиграции музыкантов.
В некоторых передачах встречались и элементы новостной журналистики: так, например, в выпуске №3 часть передачи была посвящена местным музыкальным событиям и хронике.
Послушать один из выпусков экспериментального подкаста можно здесь.
Эпоха гражданской войны
Подкасты в том виде, в котором мы их знаем сегодня, появились в России в 2005 году. Любопытно, что согласно мнению некоторых медиаисследователей, тогда они даже развивались одновременно с американскими и ни в чём им не уступали. Этот период развития отечественного подкастинга в первую очередь связан с деятельностью радиоведущего Василия Стрельникова, который, заметив появление специфического формата аудиопередач на Западе, решил запустить подобный проект на родине – им стал Rpod.ru.
На протяжении следующих нескольких лет данный сайт был единственным подкаст-хостингом в России. Монопольное положение, отсутствие цензуры и открытость с одной стороны позволили Rpod.ru стать очень популярным сайтом среди пользователей Рунета. С другой же стороны, без тщательной модерации техническое качество загружаемых аудиофайлов и содержательный уровень контента были невероятно низкими. Как говорил сам Василий Стрельников: «Большая часть подкастов была откровенным шлаком».
Ситуация изменилась в 2008 году, когда продюсер центра «Ройбер» Максим Спиридонов объявил о создании новой платформы для подкастинга – PodFM. В отличии от Rpod.ru, проект изначально подразумевался как коммерческий, из чего следовало более пристальное внимание к модерированию и редактированию аудиоматериалов. Также на платформе Спиридонова большой акцент делали на структурировании, поэтому PodFM уделял особое внимание рубрикам: «Подкаст недели», «Новинки», «Сегодня в эфире», «Сделано на PodFM».
С самого запуска проекта авторы не рассматривали выход в эфир с официальных радиостанций как вариант распространения медиапродукта. Причиной тому была сильная цензура в южном регионе России. Не было также и альтернативы с трансляцией на независимой площадке – такая в Ростове-на-Дону появилась лишь после распада СССР в 1992 году. Единственной возможностью распространения «Иллюзии независимого радио» стало её тиражирование на магнитофонных бобинах и кассетах и продажа по подписке вместе с выпусками журнала «Ура Бум-Бум!».
Последняя рубрика достойна отдельного упоминания. Именно с её помощью авторы проекта пытались как прорекламировать самих себя, так и создать постоянный штат наиболее талантливых подкастеров. Делалось это с помощью взаимного пиара – PodFM выводил авторов в топы на сайте, а они взамен упоминали платформу в своих выпусках. Подобная политика подкаст-хостинга привела к конфликту с Rpod.ru, где боролись с рекламой. Так, например, на сайте Василия Стрельникова неоднократно удаляли подкасты и банили тех авторов, которые открыто говорили о своем партнерстве с PodFM.
Однако ни конфликт двух подкаст-гигантов, ни попытка привлечь крупных инвесторов не смогли в тот момент популяризовать аудиоформат в России. Причиной этого стали как отсутствие качественного и дешевого интернет-соединения, так и в целом непривычность подобного формата для массового слушателя – радиопередачи и все схожие с ними аудиоявления воспринимались россиянами как нечто серьёзное и информационное, а не развлекательное.
Эпоха расцвета
Незначительные изменения в сфере подкастинга произошли в 2014 году, когда приложение «Подкасты» на iOS, выпущенное двумя годами ранее, стало доступным на всех устройствах Apple. Вследствие этого произошёл массовый приток в подкаст-сферу как технолюбителей этого бренда, так и случайных пользователей, заметивших на своих девайсах незнакомую программу. И если вторая группа людей быстро теряла интерес к необычному формату, то первая сформировала новый облик отечественной подкаст-сферы.
Основными крупными игроками отечественного рынка к 2015 году стали три подкаста:
«Beardycast»– «подкаст о технологиях, играх, фильмах, сериалах»;
«Zavtracast» – «подкаст про игры, медиа и технологии в России»;
«Отвратительные мужики» – «о кинематографе, видеоиграх, музыке и приключениях».
Все они были практически едины по своей «гиковской» тематике. Причиной тому, по словам создателя «Zavtracast», Тимура Сейфельмлюкова, стал спрос тогдашней целевой аудитории именно на подобный контент: «О подкастах в целом знали только технологические энтузиасты, то есть люди, которые знали, как работают технологии, как работает интернет, знали, что такое RSS-лента. И эти люди нашли новомодный, необычный формат, через который могли рассказать что-то таким же технологическим энтузиастам».
Но поистине кардинальные изменения в интересе публики к подкастам смогли вызвать лишь аудиопередачи издания Meduza (внесено в реестр СМИ-иноагентов) в 2017 году. Удачное стечение обстоятельств – повсеместное внедрение 3G-интернета и распространение смартфонов, растущий успех подкастов на Западе, талантливый аудиоотдел самого издания, которое также имело славу новаторского среди российской молодёжи – всё это сыграло на руку для Meduza (внесено в реестр СМИ-иноагентов), которая начала с коротких новостных подкастов «Текст недели» (чтение авторами собственных лонгридов) и «Медуза в курсе» (дайджест главных событий за неделю). Спустя полгода подкасты издания послушали 400 000 раз – небывалые ранее цифры для этого формата в России.
Дальнейшие же события, вплоть до сегодняшнего дня, на рынке подкастинга сопровождаются стабильным ростом как интереса аудитории, так и числа аудиопередач в целом. Как сказал Максим Спиридонов, «Ранние времена, до возникновения PodFM, можно назвать каменным веком подкастинга. Потом была Античность 2008–2012 года, когда все ждали бума, а я прогнозировал финансовый успех. Дальше было Средневековье, упадок, до 2017 года. Сейчас же у нас Ренессанс, Возрождение».
lenizdat.ru